Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарные технологии, направленные на другого




Нам представляется, что наиболее яркими примерами данной группы технологий являются технологии, ориентированные на развитие обучающегося, на содействие его образованию, на его поддержку в реализации образовательного маршрута.

Студент, обучающийся в современном университете, сталки­вается с необходимостью проектирования и реализации индиви­дуального образовательного маршрута. В связи с этим перед ним встают вопросы формирования индивидуального учебного плана, выбора модулей и учебных курсов, которые студент выбирает по желанию; необходимо учитывать, что перечень курсов по выбору (дисциплин группы С) формируется не по факультету, а по уни­верситету в целом, и студент может испытывать затруднения при оценке возможностей того или иного курса, результаты освоения которого могут быть полезны для его собственного профессио­нального роста. Совершенно очевидно, что в таких условиях обу­чения студент нуждается в консультации, совете компетентного специалиста, каким может являться академический консультант.

Академическое консультирование как таковое появилось в связи с усложнением структуры учебного плана и необходимо­стью осуществлять выбор интересующих предметов. С развитием роли академического консультирования в высшем учебном заве­дении и понимания его как образовательного процесса, где особое значение стало уделяться личности студента, а также воз­можности реализации его способностей и возможностей, выбору профессии для осуществления жизненных планов, появилось раз­вивающее академическое консультирование.

Определим, каковы обязанности академического консультанта:

• консультирование по вопросам использования образова­тельной среды университета в плане профессионального развития и деятельности по самообразованию;

• рекомендации по ориентации образовательной деятельно­сти на индивидуальное развитие обучающегося в условиях Диф­ференциации образовательных программ профессионального об­разования;

• консультирование по нормативно-регламентирующему обеспечению образовательного процесса.

Выделяется пять последовательных шагов, основных элемен­тов академического консультирования:

1) исследование (изучение) жизненных планов обучающихся;

2) исследование (изучение) профессиональных планов обу­чающихся;

3) помощь обучающемуся в выборе программы;

4) помощь обучающемуся в выборе учебных модулей, курсов по выбору, программ дополнительной квалификации;

5) помощь обучающемуся в календарном планировании в рам­ках реализации индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, академическое консультирование представ­ляет собой процесс взаимодействия между академическим кон­сультантом и студентом, целью которого становится планирова­ние образовательного маршрута, исходя из жизненных и профессиональных планов. Очевидно, что студенты, которые по­нимают логику своего образования, будут осознанно достигать поставленных целей, поскольку они будут больше сосредоточены на цели и отношениях при освоении курсов, поэтому они ориен­тированы на то, чтобы использовать для получения образования весь потенциал образовательного учреждения.

Академический консультант может выступать в роли фасилитатора общения со студентом. Понятие «фасилитатор» обязано своему появлению гуманистической психологии, где «эффектив­ным способом образовательного взаимодействия признается та­кой, при котором все участники могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремить­ся к взаимодействию и согласовывать свои позиции посредством диалога». Под фасилитацией обычно понимают стратегию обу­чения, при которой педагог занимает позицию помощника и ока­зывает обучающемуся помощь в процессе учения, когда ему не­обходимо осуществлять самостоятельный поиск информации или осваивать умения и навыки - Такое взаимодействие направлено на развитие потенциала у учащегося и стимулирование его все­стороннего развития.

Академический консультант наделен обязанностью пред­ставлять академические интересы студентов и курировать их от первого до последнего курса, регулярно проводить академиче­ские консультации, в основе чего лежит разрешение вопросов студентов. При этом консультант не решает академические проблемы студентов, он помогает, направляет, даст советы, обеспе­чивает необходимой информацией, т. е. выступает в роли менто­ра. Слово «ментор» пришло из греческой мифологии, где оно оз­начало «наставник» (опытный человек, который наставляет, советует, вдохновляют своим примером и словом).

В широком смысле под ментором понимается человек, кото­рый помогает другому человеку стать успешным профессиона­лом своего дела, поддерживая его. При этом отношения между ментором и его протеже характеризуются обоюдным уважением, доверием, пониманием и сопереживанием. Ментор делает акцент на возможности достижения наилучшего результата каждым сту­дентом (помогает выявить проблемы, препятствующие его дос­тижениям, и «устранить» их), подчеркивая уникальность каждого человека, так как нет двух одинаковых студентов, а поэтому каж­дый движется вперед только по своей траектории и нуждается в поддержке и стимулировании на этом пути.

В таких условиях студент получает главную роль, он учится брать на себя ответственность за сделанный выбор, более того, при самостоятельном формировании своей образовательной тра­ектории студент получает возможность удовлетворения своего заказа на образование, т. е. построение себя как профессионала. Учащийся не только выбирает набор дисциплин, которые по­влияют на его сущностную характеристику как профессионала, но и, осуществляя этот выбор, проектируя свой план, он продви­гается вперед в своем развитии, развивая компетентность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.