Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарные технологии в профессиональной деятельности педагога высшей школы. Специфика применения




Как и все другие формы человеческого знания, дискурс образования может рассматриваться как некая коллекция мета­фор, наименований педагогически значимых концептов, находя­щихся в употреблении, в сопоставлении с обыденным языком. В дискурсе образования термин «гуманитарные технологии» рас­пространен достаточно широко, возможно, как обладающий ши­роким спектром смыслов обозначения педагогических действий, конструктов содержания и методов образования.

Понятие «гуманитарная технология» наполнена смыслами: «уважение личности», «ценность жизни», «существование, раз­витие человека», «качество жизни». Комплексно это направление исследуется и развивается в программах ЮНЕСКО по биоэтике. Педагогическое сообщество также продуцирует новый дискурс образования, наполненный вызовами и импульсами, которые проецируются на определенные модели построения обучения на позициях разнообразия мнений, толерантности, признания прав и достоинств учащихся, опыта и жизненных позиций, языковой культуры и других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений.

Гуманитарный дискурс образования в этом случае означает: «Мы должны научиться понимать технологию как систему обра­зования, откликающуюся на социальные и психологические за­просы общества и ученика».

Гуманитарный дискурс образования также означает, что его технологические, конструктивные составляющие обращаются к практике образования. Познание, учебная деятельность представ­ляются как диалогическое отношение в широком смысле, выбор между множеством почти равнозначных истин, различных куль­тур и позиций. Дискурсивно эти модели образования определя­ются в форме метафор — педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, тендера, проекта (творчества), партнерства (признание равноправности) и т. д.

В плане компетенций педагога данные дискурсы определяют все его действия и способности достигать цели образования раз­личными методами, т. е. они определяют его установки и пози­ции в педагогическом процессе, а также воздействуют на отбор содержания и организацию его освоения, использования образо­вательных ресурсов (контент образования).

Возможно, одной из самых сложных проблем в представлении, характеристике гу­манитарных технологий является проблема понятийного аппара­та описания. Чтобы целостно охарактеризовать ту или иную тех­нологию, очевидно, необходимо общее понимание сущности гуманитарных технологий, контекста их использования в профес­сиональной деятельности педагога; для лучшего понимания сущ­ности той или иной технологии можно воспользоваться методом классификации, который позволит определить типологические черты групп технологий.

Совершенно очевидно, что оснований для классификации гуманитарных технологий даже при существующей нечеткости определений может быть множество. В частности, можно выде­лять группы технологий по сферам применения — в политике, в искусстве, в СМИ и т. д.; по степени жесткости — например, влияние на поведение и управление поведением. Нам представ­ляется обоснованным, рассуждая о гуманитарных технологиях, используемых в профессиональной деятельности педагогов, вы­брать в качестве основания для выделения групп гуманитарных технологий их общую направленность на человека. Профессио­нальная педагогическая деятельность реализуется в педагогиче­ском процессе, который носит субъект-субъектный характер, причем в современной социокультурной ситуации количество субъектов, вовлеченных в педагогический процесс, возрастает (это коллеги, социальные партнеры). Происходят существенные изменения и с основными субъектами образовательного про­цесса — педагогом и обучающимся в силу происходящих социо­культурных изменений, выражающихся, в частности, в становле­нии нового культурного типа личности.

В учебно-методическом пособии «Компетентностная модель современного педагога» приводится обоснование типологии гуманитарных технологий. В типологии гуманитарных техно­логий, используемых в профессиональной деятельности педаго­га, выбирая в качестве основания для классификации их общую направленность на человека, и понимая, что гуманитарные тех­нологии представляют собой инструмент влияния, но не грубо­го, не жесткого, а влияния, воздействующего через создание условий выбора и принятия решения, можно выделить следую­щие группы гуманитарных технологий профессиональной дея­тельности педагога:

- направленные на себя;

- направленные на другого (учащегося);

- направленные на группу (класс учащихся, родители, кол­леги);

- направленные на социум (родители, социальные партнеры).

Логика анализа гуманитарных технологий и их характери­стика предполагают характеристику направленности той или иной технологии через профессиональную задачу, решению ко­торой способствует ее использование, а характеристику собст­венно гуманитарных технологий — через определение их кон­цептуальных идей, основных методов, приемов, техник и указание на проявление в данной технологии признаков гуманитарности, а именно рефлексивности, обращенности на человека, диалогового взаимодействия и атмосферы открытости, доброже­лательности и доверия.

57. Гуманитарные технологии направленные на себя.

Технологии, направленные на себя, решают в первую оче­редь группу профессиональных задач проектирования и осуще­ствления профессионального самообразования. Компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; вы­являть проблемы (затруднения) в осуществляемой профессио­нальной деятельности и определять способы их решения; опи­раться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (использовать способы работы с раз­ными источниками информации, соблюдать социально-правовые нормы, использовать разные способы и приемы профессиональ­ной коммуникации). В построении плана самообра­зования, в обосновании маршрута повышения квалификации, в индивидуальном выборе способов и приемов самообразования, в целенаправленной работе на формирование профессионального паспорта педагога.

Профессиональный паспорт, или паспорт профессиональной карьеры, как метод оценки качества подготовки конкурентоспо­собного специалиста находит все большее распространение в ми­ре. Подобные документы существуют во многих странах мира: Европаспорт, действующий в странах Европейской экономиче­ской зоны, паспорт профессиональной карьеры, действующий в США, а также документы, сходные по смыслу, но применяемые в рамках какой-либо одной сферы профессиональной деятельно­сти, например «Инженерные критерии 2000» (США).

Охарактеризуем названные документы.

Европаспорт (Europass) — это инициатива ЕС, призванная обеспечить четкое понимание навыков и квалификации людей по всей Европе. Европаспорт включает в себя пакет документов, разработанных на общеевропейском уровне и обеспечивающих свободное перемещение как работающих, так и учащихся граж­дан ЕС по всему континенту. Документы Европаспорта представ­ляют собой формы, которые позволяют людям описать свои уме­ния и компетенции в хронологической последовательности их наращивания.

В перечень этих документов входят CV (сокр. от лат. curricu­lumvitae — сведения об образовании и профессиональном опы­те), Европейский языковой паспорт, Европейское свидетельство о мобильности, Европейское приложение к сертификату и Европейское приложение к диплому. Все вместе названные документы со­ставляют Европейский портфолио. Два доку­мента заполняются человеком самостоятельно — это CV и Европейский языковой паспорт. Три других документа — сви­детельство о мобильности, приложение к сертификату и при­ложение к диплому заполняются надлежащим органом от име­ни человека, однако ясно, что человек сам отвечает за свое дальнейшее образование, повышение квалификации или переподготовку, т. е. наличие и содержание документов, составляю­щих Европаспорт, полностью зависят от человека.

В Соединенных Штатах Америки имеется опыт выдачи уни­фицированных документов, определяющих квалификацию Чело­века, выпускника учреждения высшего профессионального обра­зования. Этот опыт активно внедряется для выпускников общеобразовательных школ. Всем выпускникам системы высше­го профессионального образования в США выдается портфолио или паспорт профессиональной карьеры, который представляет собой индивидуальный портфель официальных документов, от­ражающих знания, умения и навыки учащегося, студента, кото­рые могут быть востребованы на рынке труда. Основное назначе­ние американского паспорта карьеры схоже с функциональным назначением Европаспорта — помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академиче­ских знаниях, умениях и навыках молодых людей — претенден­тов на место работы.

Для работодателей Паспорт профессиональной карьеры це­нен тем, что показывает, что умеет и может делать претендент на место работы, а не то, чему он был обучен. Кроме того, паспорт позволяет более эффективно провести профессиональный отбор, подобрать место работы, наиболее соответствующее профессио­нальным и академическим компетенциям, которыми овладел вы­пускник. В конечном итоге это способствует повышению произ­водительности труда, уменьшению затрат на переподготовку, снижению текучести кадров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.