КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманитарные технологии в профессиональной деятельности педагога высшей школы. Специфика применения
Как и все другие формы человеческого знания, дискурс образования может рассматриваться как некая коллекция метафор, наименований педагогически значимых концептов, находящихся в употреблении, в сопоставлении с обыденным языком. В дискурсе образования термин «гуманитарные технологии» распространен достаточно широко, возможно, как обладающий широким спектром смыслов обозначения педагогических действий, конструктов содержания и методов образования. Понятие «гуманитарная технология» наполнена смыслами: «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни». Комплексно это направление исследуется и развивается в программах ЮНЕСКО по биоэтике. Педагогическое сообщество также продуцирует новый дискурс образования, наполненный вызовами и импульсами, которые проецируются на определенные модели построения обучения на позициях разнообразия мнений, толерантности, признания прав и достоинств учащихся, опыта и жизненных позиций, языковой культуры и других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений. Гуманитарный дискурс образования в этом случае означает: «Мы должны научиться понимать технологию как систему образования, откликающуюся на социальные и психологические запросы общества и ученика». Гуманитарный дискурс образования также означает, что его технологические, конструктивные составляющие обращаются к практике образования. Познание, учебная деятельность представляются как диалогическое отношение в широком смысле, выбор между множеством почти равнозначных истин, различных культур и позиций. Дискурсивно эти модели образования определяются в форме метафор — педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, тендера, проекта (творчества), партнерства (признание равноправности) и т. д.
В плане компетенций педагога данные дискурсы определяют все его действия и способности достигать цели образования различными методами, т. е. они определяют его установки и позиции в педагогическом процессе, а также воздействуют на отбор содержания и организацию его освоения, использования образовательных ресурсов (контент образования). Возможно, одной из самых сложных проблем в представлении, характеристике гуманитарных технологий является проблема понятийного аппарата описания. Чтобы целостно охарактеризовать ту или иную технологию, очевидно, необходимо общее понимание сущности гуманитарных технологий, контекста их использования в профессиональной деятельности педагога; для лучшего понимания сущности той или иной технологии можно воспользоваться методом классификации, который позволит определить типологические черты групп технологий. Совершенно очевидно, что оснований для классификации гуманитарных технологий даже при существующей нечеткости определений может быть множество. В частности, можно выделять группы технологий по сферам применения — в политике, в искусстве, в СМИ и т. д.; по степени жесткости — например, влияние на поведение и управление поведением. Нам представляется обоснованным, рассуждая о гуманитарных технологиях, используемых в профессиональной деятельности педагогов, выбрать в качестве основания для выделения групп гуманитарных технологий их общую направленность на человека. Профессиональная педагогическая деятельность реализуется в педагогическом процессе, который носит субъект-субъектный характер, причем в современной социокультурной ситуации количество субъектов, вовлеченных в педагогический процесс, возрастает (это коллеги, социальные партнеры). Происходят существенные изменения и с основными субъектами образовательного процесса — педагогом и обучающимся в силу происходящих социокультурных изменений, выражающихся, в частности, в становлении нового культурного типа личности.
В учебно-методическом пособии «Компетентностная модель современного педагога» приводится обоснование типологии гуманитарных технологий. В типологии гуманитарных технологий, используемых в профессиональной деятельности педагога, выбирая в качестве основания для классификации их общую направленность на человека, и понимая, что гуманитарные технологии представляют собой инструмент влияния, но не грубого, не жесткого, а влияния, воздействующего через создание условий выбора и принятия решения, можно выделить следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога: - направленные на себя; - направленные на другого (учащегося); - направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги); - направленные на социум (родители, социальные партнеры). Логика анализа гуманитарных технологий и их характеристика предполагают характеристику направленности той или иной технологии через профессиональную задачу, решению которой способствует ее использование, а характеристику собственно гуманитарных технологий — через определение их концептуальных идей, основных методов, приемов, техник и указание на проявление в данной технологии признаков гуманитарности, а именно рефлексивности, обращенности на человека, диалогового взаимодействия и атмосферы открытости, доброжелательности и доверия. 57. Гуманитарные технологии направленные на себя. Технологии, направленные на себя, решают в первую очередь группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования. Компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы (затруднения) в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения; опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (использовать способы работы с разными источниками информации, соблюдать социально-правовые нормы, использовать разные способы и приемы профессиональной коммуникации). В построении плана самообразования, в обосновании маршрута повышения квалификации, в индивидуальном выборе способов и приемов самообразования, в целенаправленной работе на формирование профессионального паспорта педагога.
Профессиональный паспорт, или паспорт профессиональной карьеры, как метод оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста находит все большее распространение в мире. Подобные документы существуют во многих странах мира: Европаспорт, действующий в странах Европейской экономической зоны, паспорт профессиональной карьеры, действующий в США, а также документы, сходные по смыслу, но применяемые в рамках какой-либо одной сферы профессиональной деятельности, например «Инженерные критерии 2000» (США). Охарактеризуем названные документы. Европаспорт (Europass) — это инициатива ЕС, призванная обеспечить четкое понимание навыков и квалификации людей по всей Европе. Европаспорт включает в себя пакет документов, разработанных на общеевропейском уровне и обеспечивающих свободное перемещение как работающих, так и учащихся граждан ЕС по всему континенту. Документы Европаспорта представляют собой формы, которые позволяют людям описать свои умения и компетенции в хронологической последовательности их наращивания. В перечень этих документов входят CV (сокр. от лат. curriculumvitae — сведения об образовании и профессиональном опыте), Европейский языковой паспорт, Европейское свидетельство о мобильности, Европейское приложение к сертификату и Европейское приложение к диплому. Все вместе названные документы составляют Европейский портфолио. Два документа заполняются человеком самостоятельно — это CV и Европейский языковой паспорт. Три других документа — свидетельство о мобильности, приложение к сертификату и приложение к диплому заполняются надлежащим органом от имени человека, однако ясно, что человек сам отвечает за свое дальнейшее образование, повышение квалификации или переподготовку, т. е. наличие и содержание документов, составляющих Европаспорт, полностью зависят от человека.
В Соединенных Штатах Америки имеется опыт выдачи унифицированных документов, определяющих квалификацию Человека, выпускника учреждения высшего профессионального образования. Этот опыт активно внедряется для выпускников общеобразовательных школ. Всем выпускникам системы высшего профессионального образования в США выдается портфолио или паспорт профессиональной карьеры, который представляет собой индивидуальный портфель официальных документов, отражающих знания, умения и навыки учащегося, студента, которые могут быть востребованы на рынке труда. Основное назначение американского паспорта карьеры схоже с функциональным назначением Европаспорта — помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академических знаниях, умениях и навыках молодых людей — претендентов на место работы. Для работодателей Паспорт профессиональной карьеры ценен тем, что показывает, что умеет и может делать претендент на место работы, а не то, чему он был обучен. Кроме того, паспорт позволяет более эффективно провести профессиональный отбор, подобрать место работы, наиболее соответствующее профессиональным и академическим компетенциям, которыми овладел выпускник. В конечном итоге это способствует повышению производительности труда, уменьшению затрат на переподготовку, снижению текучести кадров.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |