КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные ошибки в управлении образовательным процессом в рамках читаемых дисциплин начинающими преподавателями и пути их преодоления
Для классификации проблем современного молодого учителя и разработки программ его сопровождения в этот сложный период профессионализации возьмем в качестве основания понятие адаптации. Сразу заметим, что мы не претендуем на обобщенный анализ этого сложного явления, а создадим рабочее определение в рамках решаемой нами задачи: классификация трудностей (проблем) молодого учителя в период адаптации. Подобная классификация имеет практическую цель, ориентируясь на которую можно создать модель и программы поддержки молодых учителей. Адаптация понимается нами как соответствие между уровнем профессиональной подготовки выпускника, который определяется компетенциями образовательного профессионального стандарта и требованиями профессиональной деятельности, соответствие, при котором выпускник педвуза без проблем включается в профессиональную деятельность. Проблемы в адаптации свидетельствуют о расхождении между компетенциями, которые предусматривает стандарт профессиональной подготовки педагога, и сформированной у выпускника компетентностью. По данным Т. В. Шадриной, 7% выпускников педвуза без проблем включились в профессиональную деятельность, 80% опрошенных молодых учителей считают себя неподготовленными к проведению воспитательной работы, 72% — к проведению учебной. Цифры впечатляют и еще раз говорят об актуальности проблемы адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности. В исследованиях указываются следующие группы причин неготовности выпускника сразу после окончания вуза выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне, не испытывая непреодолимых проблем:
- низкий уровень профессиональной подготовки в вузе в целом; - низкий уровень профессиональной подготовки по циклу профессионально важных дисциплин; - несформированность профессиональной направленности и профессионального самосознания, профессиональной идентичности; - несформированные компетенции у конкретных выпускников, которые слабо учились (с красным дипломом заканчивают вуз единицы), значит, подготовка большинства выпускников потребует дополнительных усилий для овладения профессией. Проблемы в процессе профессиональной адаптации переживает абсолютное большинство молодых учителей. Но система непрерывного педагогического образования, к сожалению, не реагирует на этот очевидный факт и не предусматривает соответствующих мер, помогающих большинству начинающих учителей решить профессиональные проблемы.Этот разрыв между обозначенными в образовательном стандарте педагога профессиональными компетенциями и готовностью выпускника выполнять профессиональную деятельность порождает проблемы, которые молодым учителем осознаются, переживаются, которые они стремятся разрешить. Под проблемами молодого учителя, вызывающими трудности в профессиональной адаптации, мы понимаем противоречие, которое возникает между обозначенными в стандартах профессиональной подготовки компетенциями (соответствующими требованиям деятельности) и отсутствием или несформированностью у молодого учителя соответствующей компетентности. Своевременное преодоление этих проблем способствует профессиональной адаптации, а следовательно, повышает качество работы преподавателя. К настоящему времени круг профессиональных проблем молодого учителя достаточно хорошо изучен и подтвержден многочисленными исследованиями (С. Г. Вершловский, Л. М. Митина, Т. С. Полякова, А. А. Реан). Время вносит свои коррективы в содержание этих проблем, но не приводит к уменьшению их числа.
Представленные в перечисленных выше исследованиях проблемы молодых учителей, говорящие о сложностях в адаптации к профессиональной деятельности, можно разделить на несколько групп: - проблемы, обусловленные когнитивно-информационной (психолого-методической) некомпетентностью; - проблемы, вызванные неготовностью решать воспитательные задачи; - проблемы, в основе которых лежит коммуникативная некомпетентность; - проблемы обусловленные личностными особенностями учителя (эмоциональными особенностями, характером, самосознанием и т. д.); - социальные проблемы. Проблемы, обусловленные когнитивно-информационной (психолого-методической) некомпетентностью. Как правило, молодые учителя не называют в качестве проблем слабую предметную или методическую подготовку. Никто не говорит: я слабо знаю математику, или русский язык, или не знаю методику преподавания предмета. Но, к сожалению, те проблемы, которые ими называются, являются следствием именно либо слабого знания содержания предмета, либо методики его преподавания, причем психологических основ методики. Суть проблемы в неумении учителя организовать деятельность так, чтобы управлять вниманием. Для этого нужно знать и психологическую природу внимания, условия, при которых оно может быть сохранено в нужное время на нужном предмете. Много и тщательно готовясь к уроку, учитель иногда до мелочей разрабатывает сценарий своего поведения и деятельности, но не предусматривает занятость учащихся, забывая, что условием сосредоточенного внимания является активная познавательная деятельность ученика. Проблема оказания помощи неуспевающим учащимся звучит с 50-х годов и по настоящее время. Ее источник лежит в очень серьезном противоречии между организацией, построением всего школьного обучения на основе принципов развивающего обучения и практической реализацией этих принципов. Проблема понимания учебного материала и успешного его усвоения также связана с психологическими основами методики обучения. Объяснение нового материала, ориентированное на определенную группу учащихся, предполагает, что для других категорий учеников нужно дать иное объяснение, а не просто многократное повторение того же объяснения теми же словами. Здесь требуется новый вариант объяснения с опорой либо на образное мышление, либо на практически действенное, или изменение оснований объяснения, включив в него те знания, которых ученику недостает для понимания нового, и т. п.Психолого-методическая некомпетентность порождает проблемы, которые Л. М. Митина называет «отсутствием средств деятельности». Под этим широким определением стоят факты неготовности учителя адекватно, гибко использовать многообразный методический арсенал, когда он действует «по жестким схемам, копирует методические разработки и т. п.»
Проблема прогнозирования результатов усвоения учебного материала и трудностей учащихся при его усвоении. Можно предположить, что такие прогнозы могут делать только опытные учителя, которые накопили знания об успешности усвоения или затруднениях учащихся при усвоении того или иного учебного материала. Оказывается, что дело не в опыте. По данным Т. С. Поляковой, есть категория опытных учителей, которая не прогнозирует затруднения учащихся при усвоении нового материала. За этой проблемой кроется глубина знания предмета, возрастных особенностей учащихся и, в частности, особенностей их восприятия и мышления и, конечно же, рефлексивный анализ процесса и результатов своей деятельности. Соотнося перечисленные проблемы с содержанием требований к компетенциям выпускника педвуза, можно сказать, что это трудности, связанные с несформированностьюкогнитивно-информационной компетентности. К ним же могут быть отнесены и те трудности, которые учителя называют при организации воспитательной работы. Проблемы, вызванные неготовностью решать воспитательные задачи, указывались молодыми учителями в 80-е, 90-е и 2000-е годы, то есть эти проблемы носят не случайный, а постоянный характер. Сложность их решения состоит в том, что воспитательная деятельность всегда имеет две составляющие: дидактическую и личностную.
Первой посвящено великое множество исследований и методических разработок. В качестве доказательства можно привести несколько примеров: только в научной школе академика В. А. Сластенина выполнено 2 докторских и 16 кандидатских диссертаций, посвященных вопросам подготовки студентов к воспитательной работе с учащимися. Другой пример: широкую известность в педагогической среде получила методика воспитания, разработанная проф. И. П. Ивановым — методика коллективных творческих дел. Но и сам Игорь Петрович, и его последователи говорят о том, что методика работает только при условии личностного включения в жизнь коллектива воспитанников. Знание алгоритмов организации коллективных творческих дел совершенно не гарантирует успеха. Личностная составляющая воспитательной деятельности учителя — явление сложное и многогранное. Молодые учителя говорят, что они не обучены осуществлять воспитательную работу, поэтому у них проблемы. Но практически никогда в их ответах о причинах неудач в воспитательной работе нет самоанализа своего поведения, личностных особенностей, которые не способствуют тому, чтобы ученики хотели учителю подражать, чтобы он был для них идеалом. Вопрос о личности учителя широко представлен в исследованиях А. И. Щербакова и его учеников, В. А. Сластенина, которые убедительно показали, какими чертами должен владеть учитель как воспитатель. Но в данном случае нас интересует не идеальная модель «как должно быть», а вопрос о том, какие ресурсы не использует педвуз
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |