Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитательных систем Афин и Спарты




В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути своей невежественного человека. Воспитание полноправных граждан Спарты было целиком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществлен один из первых известных человечеству опытов огосударствления личности. В Спарте целенаправленному воспитанию придавали решающую роль в деле формирования человека. Общественное воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. В 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали вместе и делили на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состояли из илов, более мелких подразделений. В этих товариществах ровесники жили вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитывались, пословам Плутарха, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей – «эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой представителей старшего поколения, которых ученики беспрекословно слушались, считая их своими «отцами, учителями и наставниками». В этих государственных учреждениях подростков обучали военному искусству, они участвовали в учебных сражениях и походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Такого рода беседы должны были приучить подростков к краткости и ясности речи.

Начиная с 14 лет, мальчики ежегодно подвергались публичным испытаниям, агонам, которые подразделялись на гимнастические, когда юноши должны были показывать свои успехи в физической подготовке, и мусические, прежде всего состязания в пении и игре на флейте. На этом этапе воспитания к минимальному обучению грамоте прибавлялась музыка и пение. И гимнастические и мусические испытания были тесно связаны с военными упражнениями. К 20 годам юноши-спартиаты получали полное вооружение воина и затем, еще в течение десяти лет, постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурныхнаклонностей воина. Воспитание девочек мало отличалось от мужского. В ходу были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, как и у юношей, было сексуальное поведение.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась малоэффективной. Усиленная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким выглядел один из первых в истории опытов государственного воспитания. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию «совокупность добродетелей». По сути, речь шла о всестороннем формировании личности с развитым интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Первые учебные заведения эпохи классического периода (дидаскалейоны) были частными, а следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, заключавшимся во взаимосвязи духовного и физического развития, в Афинах существовало два типа школ – мусические и гимнастические. Обычно школьники посещали одновременно оба типа указанных заведений. Обучение в мусической школе носило синкретический характер – каждая дисциплина предполагала обучение по разным направлениям.Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, которые находились под покровительством муз, по греческой мифологии – дочерей богини памяти Мнемосины. В их ведении были поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом. Здесь дети должны были научиться искусству читать и писать, а также счету.

В гимнастических школах-палестрах целью образования являлось развитие культуры тела. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях. Юноши из благородных семей, завершившие курс обучения в мусических школах и палестрах, в возрасте от 16 до18 лет продолжали совершенствоваться в государственных учреждениях – гимнасиях. В Афинах V–IV вв. до н.э. было три гимнасия – Академия, Ликей, Киносарг, где выдающиеся ораторы и поэты вели с юношами наставительные беседы.

Венцом наиболее качественного воспитания и образования считалось пребывание юношей с 18 лет в эфебии – государственной организации для подготовки свободнорожденных молодых людей к военной и гражданской службе. Здесь юноши проходили 2-годичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После первого года обучения они приносили клятву на верность Афинскому государству. В эфебии находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр.

Куда менее скромными были и содержание, и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например, во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой «совокупности добродетелей». Ее уделом было домашнее хозяйство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.