Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность С.Т.Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского и А.С.Макаренко




Значительный вклад в разработку новых подходов в воспитании внес Станислав Теофилович Шацкий. Сильнейшее впечатление оказал на С.Т. Шацкого Л.Н. Толстой, его призыв искать настоящее дело для обездоленного народа, его Яснополянская школа. В 1905 г. началась педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Маленькая группа энтузиастов создала общество «Сетлмент», целью которого было распространение культурных образцов, поиск новых путей социального воспитания детей, и приступила к организации детского клуба, детского сада и колонии. На рабочей окраине Москвы – в Марьиной Роще – были открыты первые клубы для детей и подростков, трудовые мастерские. В «Сетлмент» хлынули дети, количество детей все росло. Средств было очень мало, но был огромный энтузиазм устроителей и интерес к делу. Духовенство, полиция отнеслись к делу подозрительно; вскоре деятельность общества была признана опасной, и оно было закрыто (1908). Благодаря усилиям, ловкости и такту энтузиастов-экспериментаторов в 1910 г. удалось возобновить работу с детьми под новым названием «Детский труд и отдых». В 1911 г. С.Т. Шацкий создает для городских детей и подростков летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», где продолжает новаторскую работу. Это были первые в России практические работы по разработке новой методики общественного воспитания.

В 1919 г. С.Т. Шацкий организовал и возглавил широко известную в те годы Первую опытную станцию по народному образованию, представлявшую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса: ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов и т.д. Он претворял в жизнь свои идеи, связанные с проблемами организации жизни детей во всей ее многообразности, придания общественно полезной направленности деятельности детей, значимой для них самих, полагая, что построение всего воспитательно-образовательного процесса должно базироваться на обязательном учете личного опыта детей.

С.Т. Шацкий в числе важных для педагогики проблем выделял вопросы самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, в том числе проблемы лидерства в детском сообществе. В его концепции школы как центра воспитания молодежи в социальной среде, участие в ее преобразовании становилось важным источником развития познавательной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главная задача школы – приобщение ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал он, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться и совершенствовать свое окружение, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, сосредоточивать свои усилия для достижения поставленной цели.

С.Т. Шацкий считал, что источник развития ребенка лежит не в генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой протекает его воспитание. Он исходил из предположения, что детерминирующим фактором поведения человека является «социальная наследственность» – нормы, традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. С.Т. Шацкий активно выступал против попыток рассмотрения ребенка как материала, из которого в соответствии с тем или иным замыслом можно сформировать требуемый тип личности. Подлинное воспитание требует глубокого анализа природы ребенка. Надо растить ребенка, опираясь на его опыт, знания, интересы, потребности. Целостное изучение образовательного процесса, которое позволяет получить конкретное знание об отношениях между детьми, их переживаниях, мыслях и чувствах в естественных условиях обучения и воспитания – вот что характеризовало метод исследования самого С.Т. Шацкого. Наблюдения за жизнью детей и их деятельностью дополнялись материалами, получаемыми в результате анализа ученических сочинений, анкетирования, бесед. Материалы, полученные в результате социально-педагогических исследований, активно использовались им при планировании и организации учебно-воспитательной работы Первой опытной станции.

Подлинная школа, по мнению С.Т. Шацкого, должна развивать ребенка целостно в процессе трудовой, эстетической, умственной, физической, социальной деятельности. Во взаимосвязи друг с другом различные виды деятельности способствуют и разностороннему развитию личности. Важнейшей целью воспитания С.Т. Шацкий считал проектирование процесса развития личности учащихся, что позволило бы от года к году расширять пространство его культуры, выдвигать перед ним все новые, усложняющиеся задачи, приучая его до всего доходить самостоятельно.

Решение поставленных перед школой задач требовало такого учителя, который был бы способен не только вести преподавательскую работу, но и, обученный методам изучения ребенка и окружающей его среды, мог бы создавать внешние благоприятные условия для роста и развития ученика.

Учитель должен «пропускать материал через себя». Поэтому реформа школы должна начинаться с реформы подготовки учителя. Такой подход и осуществлялся на практике в Первой опытной станции, где занятия с учителями организовывались так, чтобы они на собственном опыте почувствовали трудности в своей работе.

С.Т. Шацкий предложил принципиально новую модель школы, организующую деятельность детей, направленную на решение жизненно важных проблем, становящуюся центром воспитания в микросреде, координатором всех воспитательных воздействий. Взгляды С.Т. Шацкого на использование социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе были новыми и оригинальными не только для России 20-х годов. Знакомившиеся с его работой в Первой опытной станции по народному образованию иностранные педагоги отмечали принципиальную новизну его подходов к определению целей и задач воспитания.

Однако общественные условия, в которых С.Т. Шацкому пришлось высказывать и развивать свои идеи, особенно в конце 20-х годов, сильно мешали ему. Станция постоянно находилась под угрозой расформирования из-за нескончаемой критики С.Т. Шацкого. Начавшаяся в конце 20-х годов кампания, направленная на уничтожение старой интеллигенции, когда были репрессированы друзья и знакомые С.Т. Шацкого, вызвала в нем глубокие переживания. В начале 30-х годов С.Т. Шацкий покинул опытную станцию, прекратил работу с детьми и перешел на должность руководителя Московской консерватории. 30 октября 1934 г. он скоропостижно скончался. После смерти его имя на долгое время было забыто. Интерес к работам и идеям С.Т. Шацкого возродился только в начале 60-х годов.

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) родился в г. Белополье, Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 г. начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища. В 1914 г. А.С. Макаренко продолжил образование в Полтавском учительском институте. В 1917/18 учебном году он был назначен заведующим высшего начального училища в Крюкове. В 1920 г. А.С.Макаренко было поручено организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. В течение 3–4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени А.М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 г. дошло до 120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. А.С. Макаренко решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов.

С июня 1927 г. А.С. Макаренко участвовал в организации и руководстве детской трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского.

В 1933–1935 гг. была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 г. появилась «Книга для родителей», освещающая вопросы семейного воспитания, а в 1938 г. напечатано еще одно художественно-педагогическое произведение А.С. Макаренко «Флаги на башнях», в котором освещалась жизнь коммуны имени Дзержинского.

Разрабатывая свои педагогические идеи, А.С. Макаренко делал акцент на формировании личности в коллективе и через коллектив, подчеркивал роль традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в коллективе, особое внимание уделял самоуправлению воспитанников как фактору решающего воздействия на детей.

Под коллективом А.С. Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. А.С. Макаренко разработал методику параллельного действия, когда воспитатель воздействует на воспитанника не прямо, а через коллектив, предъявляя свои требования коллективу, а коллектив предъявляет их уже воспитаннику.

Развитие детского коллектива должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который ищет эффективные пути для его движения вперед. Педагог должен увлечь весь коллектив воспитанников определенной целью, достижение которой дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую. В этом заключается «система перспективных линий» – продвижение коллектива детей от более близких целей к более далеким.

Исходя из того, что цели коллектива в широком его понимании должны становиться целями отдельной личности и реализоваться в условиях разнообразной общественно полезной деятельности, А.С. Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. Особое внимание в своей педагогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишенный свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесет воспитанникам. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия.

Особо педагогов привлекала в те годы позиция А.С. Макаренко по вопросам использования приемов поощрения и наказания. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Каким бы ни было наказание, оно всегда должно отражать обоснованное требование коллектива ко всем участникам педагогического процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.