Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт колонии А.С.Макаренко




Опыт социального воспитания личности в коллективе (Первая опытная станция Наркомпроса по народному образованию С.Т.Шацкого. ШКИД В.Н.Сороки-Росинского. Опыт колонии А.С.Макаренко).

Советская система социального обеспечения детей.

Во времена СССР развитие общественных форм воспитания подрастающего поколения в детских садах, яслях, школах-интернатах, детских домах, санаторно-лесных школах и т. п. позволяет считать, что у граждан СССР появилось также и такое основное право, как право на содержание и воспитание детей за счет общества. Некоторые виды обеспечения в связи с заботой о детях (например, пособия по случаю рождения ребенка), правда, предоставляются еще из фондов для нетрудоспособных на тех же основаниях, что и основные виды обеспечения в старости и при нетрудоспособности. Однако обеспечение детей осуществляется главным образом (с учетом материального положения семьи) за счет средств, ассигнуемых на просвещение или здравоохранение, и, как правило, вне связи с каким-либо определенным видом обще ственно-полезной деятельности трудоспособных членов семьи. В частности, уже с 1937 г. расходы по содержанию детских садов и яслей произ­водятся из государственного бюджета, а не из фонда социального страхования.

 

128.Педагогика среды.

 

Шацкий Станислав Теофилович (1878—1934) один из первых российских ученых, обратившийся к социальной педагогике детского сообщества (коллектива). После 1917 г. С.Т.Шацкий по предложению Луначарского включается в работу по созданию советской школы. Основной принцип советской педагогики 1920-х годов – связь школы и воспитания с жизнью. Боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Сам Шацкий считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более эффективным.

Шацкий воплощал ее в действительность, многое сделал для подготовки учителей и становления советской школы в ее лучшем варианте.

“Республика ШКИД” В.Н. Сороки-Росинского.

В 1920 г. В.Н.Сорока-Росинский создает “Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского” (ШКИД), которая и сделала его широко известным, поставив в один ряд с такими замечательными педагогами как С.Т. Шацкий, П.П.Блонский, Пистрак, А.С. Макаренко.

Свою педагогику В.Н. Сорока-Росинский называл суворовской ”. Возможно, сказались воспоминания детства, но, скорее всего, она лучше других отвечала характеру и образу жизни воспитанников школы, похожих сначала, как писал В.Н.Сорока-Росинский, на “волчат, загнанных в клетку”. Он по- своему обратился к суворовским “быстроте, глазомеру, натиску”, ответив на вопрос: “Что делать, чем занять детей?” в условиях, когда при школе имелись полуразрушенные мастерские, самообслуживание только налаживалось, а сельскохозяйственных угодий вообще не было. Значит, остается только учеба, но не обычная, а напряженная, такая, чтобы за 4 года ученики ШКИД не уступали бы по знаниям выпускникам благополучных школ и могли поступать в средние и высшие учебные заведения. Натиск” на “учебу с энтузиазмом ”, осуществлялся изобретательно, сочетаясь с игрой. Ребят увлекла сама цель: “Я могу стать кем захочу: учителем, инженером, врачом, журналистом”.

Школьная жизнь строилась на основе самоуправления. После ужина тут же в столовой при всех школьниках принимались рапорта от воспитателей, старост, дежурных о сделанном за день, происшествиях и успехах. Важной чертой педагогики В.Н.Сороки-Росинского является ориентацияна личность педагога. В своей книге о ШКИД он рассказывал об основных породах” педагогов: теоретисты, реалисты, утилитаристы, артисты, интуитивисты. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Хуже, когда педагог вообще без “породы”, безлик.В своейшколе В.Н.Сорока-Росинский собрал прекрасный педагогический коллектив.

Феномен А.С.Макаренко начался с 1920 г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное: он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Позже Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал “систему перспективных линий” и “принцип параллельного педагогического воздействия”.

На рубеже 20-х–30-х годов в русле так называемой “теории отмирания школы” была предпринята масштабная опасная попытка вообще растворить школу в окружающей среде, превратить всю педагогику в социальную. Это привело к резкому падению уровня образования, качества знаний, хотя в 30-е годы еще существовали социально-педагогические учреждения типа форпостов по месту жительства, в середине 30-х годов разработка социальной педагогики прерывается и возобновляется только в 60-е годы.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной, вновь обострили положение детей. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя слово это не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в передаче личных сбережений населения на их нужды.

В 70–80-е годы в стране развиваются социально-педагогические, образовательно-культурные и физкультурно-оздоровительные комплексы. Важную роль здесь играли МЖК. В 90-е годы в силу резко ухудшившегося положения именно социальная работа, социальная педагогика начинают занимать все большее и большее место. Это проявляется во всем спектре взаимосвязанных вопросов: от подготовки социальных педагогов в вузах – через развертывание муниципальной системы защиты детства – к преимущественно социальной ориентации процессов воспитания и образования. В образовательных учреждениях появляются педагоги-специалисты, имеющие среднее или высшее образование по специальности “социальная педагогика”, профессионально подготовленные для социально-педагогической деятельности.

Успешно осуществляются и соответствующие исследования (В.Бочарова, Б.Вульфов, А.Мудрик, М.Плоткин, В.Семенов).

В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: “Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития”, “Творческое развитие личности” и “Социальные службы помощи детям и молодежи”; тогда же были разработаны и по настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как “Дети России”, “Дети Чернобыля” и др.

Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства:

Министерство образования РФ; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.

Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа:

центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой, законодательно закрепленной основе. ЗаконРФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. В настоящее время успешно действуют Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд, благотворительный фонд “Белый журавлик” и многие другие, которые оказывают социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам детских домов. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.