Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи деятельности лагеря




Кажевина Ю.И.

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г. Москва, Россия

[email protected]

Вы говорите: дети нас утомляют!

Вы правы! Вы поясняете: нужно опускаться до их чувств,

опускаться, сгибаться, сжиматься…Ошибаетесь.

Не от этого мы устаём, а от того, что нам нужно

подниматься до их чувств, подниматься, становиться

на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть!

Януш Корчак

 

Детский лагерь «Наш Дом» организован Российским обществом Януша Корчака – общественной некоммерческой организацией, основанной в 1991 году. Основные цели общества – пропаганда, использование и развитие педагогического наследия Януша Корчака социально–неблагополучным детям, а также поддержка международного молодежного Корчаковского движения.

Целью лагеря является развитие, социальная адаптация и интеграция детей–инвалидов и здоровых детей из многодетных, полных и неполных семей разных городов России и разных стран в процессе их совместной деятельности.

1. Создание условий жизнедеятельности детей–инвалидов и детей–сирот, способствующих наиболее полной их адаптации и интеграции в коллективе лагеря.

2. Обеспечение совместной деятельности детей–инвалидов и здоровых подростков в целях достижения социальной интеграции.

3. Содействие наиболее полному развитию детей–инвалидов и детей–сирот.

4. Содействие физическому развитию детей–инвалидов и детей–сирот.

Лагерь «Наш Дом» - Корчаковский. В основе его деятельности – разработанная Янушом Корчаком теория гуманной педагогики с её принципами признания самоценности детства и прав ребёнка, с диалогом между взрослыми и детьми как доминанте их взаимоотношений, с прощением как ведущей идеей педагогической деятельности, с отношением к ребёнку не как к абстрактной фигуре, а как к конкретному человеку со своей реальной жизнью. В основе концепции лагеря «Наш Дом» - положения Януша Корчака о правах ребенка. Право на уважение по Я. Корчаку - главное право ребенка. Оно является результатом убежденности автора в том, что ребенок, как человек активный и самостоятельный, способен сам организовать свою жизнь. Идея самостоятельности – концептуальная идея Корчака: он был уверен, что только знания, добытые самостоятельно и пережитые ребенком, становятся средством его развития, таким образом, именно положение о самостоятельности детей занимает центральное место в концепции всей деятельности лагеря «Наш Дом».

Лагерь «Наш Дом» - интеграционный. Идея интеграции детей в одном лагере родилась в процессе ознакомления в 1992 году студентов, активных членов корчаковского движения, с опытом работы с детьми-инвалидами в лагерях, организованных Детским орденом милосердия.

Начиная с 1993 года, он собирает под своей крышей около 100 детей: маленьких и взрослых, разных рас и национальностей (Россия, Италия, Голландия, Испания, Германия, Украина), детей-сирот и инвалидов (в основном по зрению) и здоровых детей из полных, многодетных и неполных семей. В данном случае интеграция понимается как совместная жизнь детей различных категорий, которая пронизана гуманистическими идеями.

В процессе жизнедеятельности лагеря рождались формы работы, адекватные специфическим условиям интеграции:

1) «одомашнивалась» среда (дети живут не в отрядах, а в «семьях» численностью 10-12 человек). Не прижилось в «Нашем Доме» звание «вожатый» - каждая семья имеет две «мамы» и одного «папу», фамилию которого носят все дети. Старшие «семьи» помогают младшим, здоровые – детям с особыми образовательными потребностями, взрослые - детям, а дети – педагогам;

2) был введен гибкий режим, обеспечивающий высокую степень свободы - например, ребенок мог в любой момент перейти в другую «семью», переселиться в другую комнату, решить, хочет ли он участвовать в том или ином мероприятии и т.д.;

3) был организован широкий спектр досуговых мероприятий – детям предлагали занятия в разных кружках по интересам;

4) постепенно сформировалась система лагерных праздников и традиций;

5) работа лагеря не заканчивается с окончанием лагерной смены.

По окончании работы первого лагеря было сделано два организационных вывода, касающихся состава детей: в связи с недостаточно высокой квалификацией вожатского студенческого состава было решено, что во втором лагере примет участие только одна группа детей-инвалидов, а именно слепые дети, с которыми студенты легко устанавливали контакты, из детей-сирот - дети из семейных, а не государственных детских домов, работа с которыми была под силу студентам, так как она мало чем отличалась от работы с «домашними» детьми. Такая ситуация сохраняется по сей день.

Жизнь лагеря подчинена выполнению основных идей Я. Корчака, которые нашли отражение в конституции лагеря и получили название Права и обязанности гражданина «Нашего Дома». В основу этого документа были положены основные идеи конвенции ООН о правах ребенка.

Конституция лагеря «Наш Дом» – права и обязанности граждан.

1. Граждане Нашего Дома имеют право на Детство как замечательную пору в жизни человека, время, когда ребенок верит, что взрослые помогут и защитят его. Дети могут реализовать свое право на детство только в сообществе со взрослыми.

2. Граждане Нашего Дома имеют право на уважение. Уважение – это понимание ребенка, признание в нем личности – активной и ответственной, признание его равноправия со взрослыми.

3. Граждане Нашего Дома имеют право на помощь со стороны взрослого. Взрослый должен учить ребенка выходить из сложных ситуаций, помогать ему. Помощь должна быть предложена тактично, принята добровольно – для этого между детьми и взрослыми необходимо установить отношения доверия.

4. Граждане Нашего Дома имеют право на защиту от произвола и насилия. Никто не имеет права вмешиваться в личную жизнь человека. Наказания (физические) недопустимы. Нельзя так же в случае плохого поведения переводить ребенка в другую семью или палату без обсуждения с ним. В конфликтных ситуациях ребенок может обратиться за помощью к взрослым или решать проблемы самостоятельно.

5. Граждане Нашего Дома имеют право на равные стартовые возможности независимо от состояния здоровья, особенностей умственного и физического развития, расы, национальности, социального статуса, возраста и т.д. Каждый ребенок имеет право на участие во всех делах Дома, на полноту информации о жизни Дома, планах: ребенок имеет право на индивидуальный подход, достойное место в коллективе, самостоятельность и взрослость.

6. Младшие дети – особая забота Нашего Дома. Они имеют равные права со старшими детьми. В отношении детей недопустимы насилие, шантаж, угрозы. Младшие дети имеют право на сон (тихий час) и полноценный отдых ночью.

7. Самые маленькие дети Нашего Дома находятся под защитой всех детей.

По образцу Корчаковских детских домов, в лагере работает детский парламент, товарищеский суд, осуществляется уборка и дежурство. Как у Корчака, в лагере действуют почтовые ящики, в которые дети могут анонимно опускать письма и записки, проводятся плебисциты по поводу самых важных событий – все это обеспечивает педагогов «обратной связью», помогает им оперативно принимать решения.

Документ был обсужден Парламентом 6 августа 1994 года и принят единогласно (в подготовке документа принимали участие все «семьи »).

Как уже было сказано, центральное место в концепции лагеря занимает положение Януша Корчака о самостоятельности детей. В концепции лагеря нашли отражение и такие права, как: право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня его жизни, мистерии и исправления, усилий и доверчивости, право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на движение, игру, собственность. В лагере каждый ребенок не абстрактная фигура, а конкретный человек со своей реальной жизнью.

Основными направлениями деятельности лагеря являются следующие: физическая реабилитация детей путем вовлечения их в посильные спортивные мероприятия; развитие правовой культуры, построение в лагере взаимоотношений демократического общества, где дети и взрослые имеют равные права. В лагере педагоги уважают мнения детей, стремятся учитывать в работе их привычки, привязанности, трудности и проблемы, помогать в их решении. Здесь открыто говорят об ошибках, о непонимании и конфликтных ситуациях, в лагере организовано самоуправление; интеллектуальное и творческое развитие, в лагере ежегодно работают кружки, мастерские, дети изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, учатся играть на гитаре, активно участвуют в праздниках и конкурсах, популярны в лагере ролевые игры, психологические тренинги, проводимые вожатыми или приглашенными специалистами; знакомство с культурой и традициями других стран. Привлечение в лагерь вожатых и детей из других стран стимулирует изучение иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор детей, воспитывает терпимость к людям других рас, национальностей, религиозных конфессий. В лагере ежегодно проводятся фестивали культуры России, Украины, Голландии, Германии, карнавалы и другие массовые мероприятия. В лагере сложилось много традиций. Один из самых любимых дней – 22 июля – День рождения Януша Корчака.

Все эти направления деятельности лагеря имеют своей целью интеграцию детей инвалидов и здоровых детей. Когда заканчивается летняя смена, лагерь не прекращает своего существования: в течение года идёт обработка и анализ материалов, готовятся фотоальбомы, видеофильмы, публикуются научные и публицистические материалы. Но главное – ведётся активная подготовка и организация нового летнего лагеря, который очень ждут наши дети!

 

Библиографический список

Демакова И.Д. Гуманизация пространства и детства: теория и практика. – Казань: Изд-во ТГТИ, 2003.

Ты да я да мы с тобой. - Амстердам, 2003.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.