Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детский сад комбинированного вида № 2639, г. Москва, Россия




Ткачук Л.М.

Для детей, нуждающихся в коррекции зрения

Детский сад комбинированного вида № 2639

[email protected]

 

Программа «Столичное образование – V», поставила главную цель реализации государственной политики в интересах детей. Программа «Московские дети» на 2008-2017 годы» направлена на комплексное обеспечение прав и интересов детства. Сегодня в Москве реализуются программы инклюзивного, интегративного образования и воспитания детей, внедряются новые формы работы: «Группы кратковременного пребывания», «Центры игровой поддержки», «Лекотеки», «Службы ранней помощи», все они востребованы обществом.

Одним из результатов реализации программы «Столичное образование – IV» в области общего образования стало создание сети учреждений как для одаренных детей, так и для детей, нуждающихся в коррекционном обучении, в укреплении здоровья.

Развитие инноваций в экономике невозможно без инноваций в образовании, указывает руководитель Департамента образования г. Москвы Ольга Николаевна Ларионова.

Особая категория детей, требующая повышенного внимания – дети-инвалиды. В этом году принята программа совершенствования работы с данной категорией. В дошкольном образовании будет продолжать развиваться инклюзивное и интегративное образование.

Совместно с Департаментом здравоохранения г. Москвы будет продолжена реализация целевых программ по коррекции зрения и реабилитации патологий.

Одной из задач воспитания является социализация личности ребенка, формирование его жизненной позиции. Продолжится работа по формированию правовой культуры, толерантного отношения к окружающим: «Мы разные – в этом наша сила, мы вместе – в этом наше богатство».

В ГОУ Детский сад комбинированного вида № 2639 (для слабовидящих детей) в конце 2001 года впервые пришли дети–инвалиды по зрению в группу кратковременного пребывания. Для них организовали свою работу воспитатели, психолог, научный консультант, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, учитель-логопед, тифлопедагоги, медсестры по массажу и физиотерапии, инструктор ЛФК.

Детей-инвалидов - жителей Центрального округа столицы через наше учреждение прошло немного, но результаты, которых добились наши педагоги, прекрасные. Наши выпускницы Екатерина и Дарья Смирновы дошли до 10 класса без четверок в школе для одаренных детей. Восемь лет спустя после выпуска из 4 класса мы пригласили девочек вместе с мамой выступить на круглом столе социальных педагогов Центрального округа. Девочки пели, а их мама в это время раскладывала перед слушателями рисунки своих девочек. Рисунки остались на стенах нашего учреждения, они смотрятся радостно, насыщены яркими красками, напоминают палитру Н. Рериха.

Нашему коллективу педагогов и психологов не нужно выяснять, для чего развитие эстетически-творческих способностей детей–инвалидов по зрению необходимо ребенку. В отличие от зрячих людей, у слепых отсутствует свобода творческого поиска и самовыражения. В жизни ребенка–инвалида по зрению нет более острой проблемы, чем дефицит общения.

Анализ поведения инвалидов показывает, что дети не могут установить контакт с окружающими людьми: они болезненно внутренне скованы и беспомощны перед незнакомыми людьми. Коллектив педагогов ГОУ № 2639 призван на борьбу с так называемым социальным аутизмом детей-инвалидов.

Круг профессий для тотально слепых людей невелик: есть преподаватели, есть слушатели внутри этой сферы, но есть программа «Дети – инвалиды», призывающая нас ответить на вопрос социализации, реабилитации и интеграции инвалидов по зрению в общество.

В нашем штатном расписании для детей-инвалидов расширена форма помощи детям посредством психолого-педагогической поддержки детей. Не имеющее отклика стремление к людям, неудовлетворенное желание испытать на себе их внимание создают ощущение дискомфорта, приводят к длительной депрессии, неверию в свои силы, отчужденности.

Мы, взрослые сотрудники ГОУ № 2639, трепетно следим за каждым шагом наших питомцев из группы «Особый ребенок». Их у нас обычно 4–5 детей. Наши крохотные мужественные создания перенесли уже по три операции, а световосприятия пока так и не появилось. Их мамы и папы надеются, что улучшение наступит.

Тотально слепые девочки великолепно поют. Они многое делают, как их зрячая, старшая сестра Диана. У всех троих тонкий слух и, несмотря на диагноз «тотальная слепота», дети очень общительны, умеют радоваться, смеяться (слепые обычно этого не умеют), легко идут на контакт. Не бояться окружающего их пространства их научили в постоперационный период в Санкт–Петербурге, в нашем учреждении таких утонченных специалистов нет, а вот развить чувство рифмы, юмора – это пожалуйста. К услугам Никиты (он у нас прожил от 5 до 7 лет) логопед Гришина Галина Семеновна. Мальчик всегда после приезда в детский сад был утомленным. В кабинете тифлопедагога нервничал и швырялся игрушками, а Галина Семеновна ему предлагала сама: «Давай, пошвыряемся! Только не в стекло, а то разобьешь, давай пошвыряем в стенку!»

В дети-инвалиды по зрению часто не понимают эмоциональных состояний окружающих, не умеют адекватно на них реагировать и проявлять соответствующие эмоции. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием постоянных совместных переживаний, возможности делиться своими чувствами с другими. Инвалиды чаще переживают негативные чувства, связанные со своим дефектом. Опыт радостного общения обычно рождается в кругу семьи, и мы бываем счастливы и одарены улыбками детей, если вслед за занятием с инвалидом выплескивается восторг, теплота, влюбленность, понимание, сочувствие. Чаще ребенок-инвалид, в отличие от зрячих сверстников, не имеет возможности расширить свой психоэмоциональный положительный опыт.

Две девочки – близнецы Вика и Лера наряжены в бархатные платья с белыми воротниками и в лаковые туфли. Они волнуются: предстоит встреча с Дедом Морозом, заявка на исполнение желаний…

- Вика! Какое у тебя платье красивое, под цвет глаз! И глазки у тебя красивые, синие!

- Красивые, да слепые…

- Кто тебе сказал?

- Я сама знаю. Я слепая, я ничего не вижу!

Вика и Лера ходили к нам в ГОУ два года, готовились к будущей взрослой жизни ученика-первоклассника. Девочкам в наших стенах предстоит попробовать свои силы в коллективе своих зрячих сверстников. Они занимались с логопедом и тифлопедагогом, усваивали на слух и на ощупь состав слова и состав числа, старались ходить ровно и красиво, как их сверстники под музыку и под «Раз-два…» физкультурника и старались сделать всё то же самое, что и их зрячие сверстники. У инструктора лечебной физкультуры они больше всего любили упражнение «трамвай», и девочкам было неприятно, когда им предлагали упражнение «обезьяна».

Из нашего ГОУ № 1648 ушли сегодняшний семиклассник Кирилл и сегодняшний первоклассник Никита. У Никиты в 1-ом интернате для слепых детей феноменально развита память. Мама сообщает мне: «Мальчик не так внимателен, как я хотела. Мне приходится читать условие задачи ему 2 раза. И не очень-то он тороплив…»

Никита, как и у нас в ГОУ, продолжает играть в рифмованные слова, прекрасно запоминает английские обороты речи. Я надеюсь, что с помощью нашей работы мы откроем еще одну профессию для инвалидов по зрению – синхронного переводчика.

У наших воспитанников память спрятана в кончики пальцев: хорошая память не только вербальная, но и тактильная. У всех детей, успешно прошедших обучение в ГОУ № 1648, дефицит двигательной активности. Двое мужчин – физруков несколько лет ликвидируют этот дефицит, и лишь у одного Кирилла правильная осанка, правильная походка, и он единственный в 6 классе выполнил норматив на канате, перегнав всех своих зрячих сверстников.

Средства формирования личности инвалида могут быть разными: беседы, проигрывание ситуаций, представление себя на сцене, праздники и многое другое. Такие упражнения дают хороший заряд для практических действий, служат программой для реализации жизненных установок.

В игровых ситуациях дети-инвалиды по зрению учатся предлагать руку помощи нуждающимся и быть благодарными, если им оказывают тактичную, ненасильственную помощь, и доля их самостоятельности при этом растет.

Исходя из теории компенсации, мы должны знать, что силе недуга может противостоять сила духа, которую инвалид способен почерпнуть в творческий деятельности. Компенсаторное воздействие выражается в совершенствовании психических реакций, высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), формировании социально–адаптивного поведения, проявляющегося в умении заменить отсутствующую зрительную функцию другой, сохраненной до такой степени, при которой инвалид по зрению выступает в качестве самостоятельной, активной, творческой личности.

Важно выделить три основные проблемы, предопределяющие успешность социально-психологической адаптации детей, инвалидов по зрению:

• Организация среды, в которой предусматривается преодоление отклонений в развитии, возникающих на фоне первичного дефекта;

• осуществление совместно с семьей моделирования будущего поведения инвалида сообразно его способностям и возможностям;

• коррекционная работа с инвалидом психологов и педагогов.

Для детей-инвалидов по зрению всегда принципиально важно, чтобы их понимали и принимали как равных, безизлишней опеки и принижения их возможностей. Для специалистов, работающих с детьми-инвалидами по зрению, необходимо знакомство с их семьями. Путь к саморегуляции у таких детей весьма труден и зачастую связан с неуверенностью в будущем, а все процессы саморегуляции - самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение - весьма далеки от нормальных. Самостоятельность личности, как известно, определяется развитием мыслительных и волевых процессов как предпосылок для самостоятельных выводов и суждений, с одной стороны, и способности не только принимать решение на основе суждений, но и совершать мотивированные, осознанные действия, добиваясь успешного выполнения решения вопреки существующим трудностям - с другой.

Успешность решения проблем психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями зрения средствами эстетического творчества зависит от того, насколько те, кто сталкивается с такими детьми, знают основные аспекты данной проблемы.

Различные виды работы эстестической направленности позволяют детям-инвалидам по зрению преодолеть трудности интегрирования в социум, а затем занять в нем достойное место. Сложившийся в отечественной тифлопедагогике опыт развития художественно-эстетических способностей детей-инвалидов по зрению показывает, что они успешно овладевают различными видами искусства. Однако систематического изучения, обобщения и распространения данного опыта до настоящего времени практически не осуществлялось, что лишь подчеркивает важность и значимость эстетического развития детей с нарушениями зрения.

Для решения данной задачи необходимо участие деятелей искусства, педагогов-дефектологов, культурологов, психологов, медицинских работников.

Надо, чтобы во всех образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществлялась комплексная работа по эстетически-творческому развитию учащихся как одно из важнейших условий их социальной адаптации и интеграции.

На сегодняшний день уже закончилась 1-ая четверть в 1-ом классе в 1-ом интернате для слепых детей для нашего выпускника 2008 года – Вани. Пожелаем ему в будущем душевного прозрения, признания его как личности в его семье, в его классе, в его интернате и в его России.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.