Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морозова Е. Е., Школина О. А




ИСО РГСУ, г. Саратов, Россия

Андреева Г. Ф., Жеребина Л. Ю.

ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографический список

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М., «Академия», 2002.

2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - М., Владос, 2000.

3. Строев К.Ф. Краеведение. Учебное пособие для студентов естественно-географических факультетов педагогических институтов. - М., 1984.

Раздел 5. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПРОБЛЕМАМ ИНКЛЮЗИИ

Педагогический институт Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского, г.Саратов, Россия

 

Данное исследование проведено среди студентов ИСО (филиал) РГСУ в г. Саратове (1 гр.) и в Педагогическом институте СГУ им. Н. Г. Чернышевского на факультете начальных классов (2 гр.). В первую группу вошло всего 87 человек, что составило 69,7% от общего числа обучающихся. Среди них 10 человек 1 курса факультета социальной работы, 13 человек 1 курса юриспруденции, 25 человек 2 курса социальной работы, 25 человек 2 курса специальной психологии, 14 человек 4 курса социальной работы. Возраст студентов – 17-25 лет. Во вторую группу вошло 25 человек в возрасте 20-33 лет студентов 5 курса заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Для опросов использовали структурированное интервью.

Основной проблемой, которую авторы хотели решить в этой статье, было выявление отношения к инклюзии в образовании у студентов, обучающихся по разным специальностям в высших учебных заведениях г. Саратова.

Анализ полученных данных позволил выявить следующее. С термином «интеграция» (инклюзия) не знакомы многие студенты, привлеченные к исследованию. Так, 68,7% респондентов не знакомы с этим термином, 27,5% студентов слышали его еще в школе и даже 3,4% обучались с нетипичными детьми. Отмечена прямая зависимость, увеличение количества респондентов, знающих об инклюзии в процессе обучения, т.е. чем больше курс, тем они более осведомленные в этом вопросе. На 1–2 курсах почти 80 % не знакомы с ним, к 4 курсу таких студентов становиться значительно меньше – 50-30 %. Среди специальностей на первом месте по информированности психологи, затем социальные работники и только потом юристы, что связано со специальностью, по которой обучаются респонденты, программами обучения. После пояснительной беседы выяснили мнения респондентов, их отношение к развитию инклюзивного образования в России.

В первой группе 54% опрошенных считали, что это необходимо, будет всем детям польза, 28% студентов выступили с отрицательной оценкой, считая, что будет вред, 14,9% респондентов затруднялись с ответом; 6,8% выступили за раздельное обучение; 1,1% предложили провести эксперимент по интеграции. Положительные позиции усиливаются в процессе обучения студенческой молодежи, особенно до 88% у социальных работников, которые особое внимание уделяют аномальным детям, инвалидам.

Во второй группе респонденты из г. Вольска в 100 % случаев выступили против интеграции и 84,6% из г. Камышина, аргументируя свои доводы тем, что «может тормозиться общеобразовательный процесс», «такой ребенок (нетипичный) будет чувствовать себя ущемленным», «для таких детей требуется специальная программа обучения, специально подготовленные педагоги».

Актуализируется вопрос о готовности российского образования к массовому использованию инклюзии. Обсуждая этот вопрос в первой группе, только каждый четвертый ответил «Да», не готовы ответили 66% респондентов, и только 8% опрошенных затруднялось с ответом. Студенты РГСУ плохо осведомлены о том, что в г. Саратове имеется факультет коррекционной педагогики и специальной психологии в СГУ. В результате опросов выяснилось, что в данной группе респондентов существует мнение о том, что в первую очередь возникнут проблемы, связанные с коммуникацией детей в таких классах, педагогические проблемы (нет программ по совместному обучению, не разработано законодательство детям с нарушением здоровья, без специальных программ будет тяжело учиться с обычными детьми и физически и морально), родители здоровых детей могут возражать против инклюзии. И для решения этих проблем необходимо уменьшить количество учеников в таких классах, так считают 32,1% респондентов, повысить зарплату учителям - 32,1% опрошенных, сделать и то, и другое - 11,4%, т.е. необходимо создать определенные условия в классе, повысить материальную заинтересованность учителей. Необходимо повысить квалификацию последних, на что указали 8% респондентов. Полученные данные эксплицируют малую информированность этой аудитории по вопросам инклюзии. Но респонденты считают, что дополнительное образование, материальная заинтересованность учителей, создание оптимальных условий при обучении помогут развить инклюзивное образование.

О проблеме инклюзии детей с особыми образовательными потребностями: мнение

студентов-дефектологов саратовского региона

Байкулова Н.Г., Колисник И.И., Кузьмина Н.В., Мышковая М.Е., Рагимова О.А.

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

[email protected]

В системе образования России, как и в других странах мира, меняются отношение к обучению детей с проблемами в развитии, и инклюзия (интеграция) занимает ведущие позиции. В настоящее время инклюзия не является массовым явлением в нашей стране. В России теоретиками инклюзии являются следующие ученые: М.С. Артемьева, А.А. Дмитриева, Н.Н. Малофеев, Л.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук и другие.

Практические вопросы интеграции детей в массовую школу еще проблематичны. В русле психолого-педагогической поддержки таких детей не решен главный вопрос: все ли дети могут быть интегрированы, и как обеспечить их психолого-медико-педагогическое сопровождение в общеобразовательной школе, возможно ли решить проблему воспитания позитивного отношения к этим детям со стороны нормально развивающихся детей и подростков. То есть важной проблемой остается социальный контекст инклюзивного образования: готово ли общество в социально-экономическом и нравственно-гуманистическом плане к такому образованию. Это особо актуально для дефектологов, которым придется практически осуществлять и развивать инклюзивное образование в различных российских регионах. Поэтому было проведено исследование по двум направлениям. Первое с целью выяснения осведомленности дефектологов: будущих логопедов, специальных психологов, олигофренопедагогов об интеграции детей с особыми образовательными возможностями, и как они к этому относятся. Второе направление связано конкретно с системой специального образования в России, с тем, готовы ли профессионально студенты-дефектологи к этому процессу.

В сентябре-октябре 2008 года в Педагогическом институте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского был проведен опрос (структурированное интервью) студентов факультета коррекционной педагогики и специальной психологии 1-3 курсов (116 человек), 41 студент (17-21 лет) факультета иностранных языков (I гр.) и (16-22 года), 13 человек второе высшее образование (II гр.) ИДПО (социальные работники) – 26-49 лет. Интервью начиналось с вопроса, о том, знают ли студенты термины «инклюзия» и «интеграция». Установлено, что каждый десятый студент из I группы знаком с этим термином, во II группе учащиеся отметили, что в своей практике они его не применяют и не знают, что это такое. Последняя группа – это представители социальной работы, получающие образование по логопедии и работающие в основном в районных центрах. Респонденты из I группы в процессе обучения знакомятся с этим термином и к 3 курсу уже около 30% слышали это понятие. В основном учащиеся знакомятся с этим термином в процессе освоения специальных предметов (специальной педагогики, специальной психологии, клинических основ интеллектуальных нарушений).

При сравнении ответов респондентов-дефектологов и респондентов факультета иностранных языков не выявлено особых отличий, только в процессе обучения первые раньше знакомятся с этим термином. Таким образом, удалось установить, что это понятие широко не позиционируется даже на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии, это происходит только в рамках определенных предметов в соответствии с ГОСами. Студенты других факультетов почти не знакомы с этим термином.

Половина (50,4%) респондентов не смогли определить свое отношение к этому процессу, так как они считают, что у них мало информации об этом. Каждый седьмой студент (14,6%) считает, что это нужно делать, а 35% респондентов отвергают это явление в современной России и считают, что это преждевременно, и мы не готовы по разным причинам к нему.

Основными причинами необходимости этого в России были названы гуманистические: дети с особыми образовательными потребностями не должны ущемляться в правах, и при совместном обучении необходимо воспитывать сострадание, взаимопомощь.

Позиции респондентов, отметивших, что мы еще не готовы к массовой инклюзии таких детей, строились на таких возникающих, по их мнению, проблемах.

1. Будут проблемы при общении таких детей (72% опрошенных).

2. Мало специалистов для такого обучения (18% опрошенных).

3. При совместном обучении снизится уровень развития нормально развивающихся сверстников (15 % респондентов).

4. Социальная среда (родители, общественность и т.д.) еще не готова к интеграции, мало информации по этой теме.

5. Материально-технически мы также не готовы, нет специального оборудования, не выделяют дополнительные средства на эти цели для школ и классов.

Студентка-дефектолог, 20 лет: «Государство разумно должно подойти к этому процессу, не рубить с плеча, дано время для решения этой проблемы (инклюзии)».

Студентка-дефектолог, 19 лет: «Чтобы все сделать, нужно довести все до конца: чтобы деньги выдали, подготовили специалистов, специальное оборудование».

Студентка, 20 лет: «Вначале надо подготовить родителей нормальных детей, затем общество, то есть учителей, детей, родителей».

Студентка, 19 лет: «Я считаю, что многие против такого обучения и я тоже, мне кажется, проблема в малой информированности общества, и государство мало денег дает на обустройство школ, и зарплата учителей недостаточная».

Удалось установить, что самыми консервативными по вопросам инклюзии из опрошенных групп были специалисты, давно работающие в образовании или наоборот не знакомые с проблемами интеграции в образовании.

Студентов спросили, если бы у Вас был собственный ребенок с особыми образовательными потребностями или нормально развивающийся ребенок, хотели бы вы, чтобы он обучался в школе в интегрированном виде. Почти три четверти из опрошенных не одобрили такое в обоих вариантах, 12% респондентов сказали, что трудно ответить на этот вопрос, и почти каждый четвертый согласен обучать своего ребенка в этой системе.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

1. Необходима систематическая работа по развитию интеграции в образовании в провинции (информированность с использованием СМИ, подготовка кадров для работы по инклюзии различных групп детей), так как молодежь мало знает об этой проблеме.

2. Развитие материально-технической базы школ, участвующих в инклюзии поможет решить вопросы необходимого оборудования в таких школах.

3. Проведение мониторинговых исследований по сопровождению развития данного направления в образовании создаст научно-методическую базу на местах.

4. Привлечение зарубежного опыта, анализ современных российских разработок для развития инклюзивного образования, позволит строить собственную систему инклюзии с учетом наработанных материалов зарубежья.

5. Создание специализации «специалист по интеграции» для решения конкретных вопросов при инклюзии расширит специальную подготовку по вопросам интеграции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.