Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар №3-4




Педагогическая система Я.А.Коменского - источник поиска нестандартных путей развития образования

Семинар №2.

Семинар № 1.

Организация изучения курса «История и теория образования»

План:

1. Место курса в профессиональной подготовке бакалавров образования. Структура курса.

2. Организация самостоятельной работы студентов. Виды учебной деятельности студентов.

3. Требования к выполнению учебно-исследовательских заданий.

Источники и литература:

Исследовательские задания по педагогике: учеб. пособие / Омск. гос. пед. ун-т; сост.: Ж. М. Кабирова, С. Ю. Полуйкова; ред. Н. В. Чекалева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 135 с. 50 экз.

Человеческая культура не исключает никого, если он человек.

Я.А.Коменский

План:

1. Я.А.Коменский о назначении образования. Идея организации усилий мира во всем мире.

2. Пансофия. Идея пансофической школы. Цели и задачи воспитания и обучения. Школа – мастерская человечности.

3. Принцип природосообразности как основа педагогики Я.А.Коменского. Возрастная периодизация.

4 Дидактические идеи Я.А.Коменского (принципы, правила, методы и организация обучения).

Задания

1. Составьте по "Великой дидактике" Я.А.Коменского:

- план "Введения";

- краткий конспект IV главы.

2. Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (Гл.16).

 

3. Прочитайте соответствующие главы (например, 16, 18 и 20) работы «Великая дидактика». Выпишите высказывания Я.А.Коменского о каждом принципе обучения:

 

 

Высказывание Я.А.Коменского            
Дидактические принципы Природосообразность   Доступность   Наглядность   Систематичность   Последовательность   Сознательность и активность

 

4. Объясните, в чем смысл идеи Коменского "Обучение в школе должно быть универсальным" (Гл.10 "Великой дидактики").

5.Я.А.Коменский обосновал и ввел классно-урочную систему организации обучения.

а) Объясните термин:

Классно_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урочная_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

система организации обучения.

б) Назовите характерные признаки классно-урочной системы организации обучения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Запишите структурные элементы традиционного урока, предложенные Я.А.Коменским:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Заполните таблицу:

 

 

Содержание обучения        
Задачи школы        
Школа Материнская школа      
Период От рождения до 6 лет От 6 лет до 12   От 12 лет до 18   От 18 лет до 24  

 

Рекомендованные источники и литература:

Коменский Я.А. Великая дидактика (Введение, Гл. 4, 6, 14, 16, 17, 18, 23, 26, 27) // Избр. пед. соч. в 2-х томах. - М., 1982. - Т.1.

Коменский Я.А. Общий совет об исправлении дел человеческих // Там же. Т.2.

Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. Т.1.

Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же. Т.2.

 

История теории и практики "свободного воспитания" и "свободного образования"

...Свобода есть необходимое условие великого истинного образования как учащихся, так и для учащих...

Л.Н.Толстой

 

План:

 

1. "Свободное воспитание" в истории Западной Европы (Древняя Греция, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.Монтессори, Р.Штейнер, Я.Корчак и др.).

2. Уроки "свободного воспитания" и "свободного образования" в России (А.Н.Радищев, А.И. Герцен, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).

3. "Свободное воспитание" и "свободное образование" в современных образовательных системах.

Задания

1. Подберите высказывания педагогов, характеризующие идею "свободного воспитания" и "свободного образования".

2. Определите сходство и различие теории "свободного воспитания" и "свободного образования" Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого.

3. Л.Н.Толстой открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу, основанную на принципе свободы. Этот принцип реализовывался по трем направлениям.

Заполните таблицу:

 

Методы обучения и воспитания Рассказ учителя            
Содержание обучения и воспитания Чтение            
Организация Начало занятий - в 8 утра, но можно было опаздывать (за это не наказывали)            

 

 

4. Проанализируйте статью К.Н.Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления». Заполните графы таблицы

 

Дом свободного ребенка                  
Традиционная школа                  
Параметры Цель Основа школы Позиция учителя Позиция ребенка Характер обучения   Методы обучения Средства обучения Формы объединения Виды труда

 

 

Рекомендованные источники и литература:

Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Пед соч. в 2-х томах. – М., 1981.

Радищев А.Н. Крестьцы (Глава из книги "Путешествие из Петербурга в Москву") // Любое издание.

Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы // Пед. соч. - М., 1989. Или: История отечественного образования. Учеб. пособие. Хрестоматия. Ч. II. XIX в. – нач. XX в.- Омск, 1997.

Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974. Или История отечественного образования. Учеб. пособие. Хрестоматия. Ч. II. XIX в. – нач. XX в. – Омск, 1997.

Монтессори М. Дом ребенка. - М., 1920.

Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // Хрестоматия по истории зарубежной дошкольной педагогики. - М., 1986.

Материалы о вальдорфской педагогике в журнале "Семья и школа". - 1990. NN 10, 11, 12; 1991. NN 6, 12.

Элизабет Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. - М., 1992.

Педагогический манифест газеты "Первое сентября" "Человек свободный" // Первое сентября. - 1994. - 1 сент. - С.1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.