Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии определения психологии как науки




 

Издавна человек, непосредственно общаясь с окружающим миром, в том числе с другими людьми, стал присматриваться к внешнему облику, к реакциям, движениям, действиям, поступкам, т.е. к поведению окружающих индивидов; и потребности практического взаимодействия с людьми привели к тому, что он стал связывать внешне видимое поведение с внутренними, неявными, скрытыми от наружного взора явлениями любого другого человека (индивида). Постепенно люди научились различать те явления, особый характер которых заключался в их принадлежности к внутреннему миру индивида, в отличие от любых других явлений, происходивших в окружающем его мире. Так постепенно сложилось представление об особом разряде феноменов, который стал именоваться «психическое», и задолго до того как психические процессы, состояния и свойства человека стали предметом научного анализа, они уже накапливались в житейском, обыденном психологическом знании людей друг о друге.

В то же время феномен «психическое» трудно поддаётся привычному для человеческого сознания материальному или причинно-следственному описанию, он не сводим к биологическим или физиологическим процессам или явлениям. Известно, что биологически обусловленные компоненты психики имеются и у животных (чувственные образы окружающей среды, побудительные причины активности, реализуемая по большей части через систему инстинктов, зачатки мышления и т.п.), но общая организация человеческой психики качественно отлична от биологических форм. Если бы любые психические явления и процессы были бы приравнены, например, к характеристикам нервных импульсов, протекающих в головном мозге или к активности гормонов в жидкостной среде живого организма, то целый ряд высокоразвитых животных благодаря этому схожему с человеческим нейро-гуморальному механизму мог бы строить дома, писать книги, создавать картины, общаться, любить, сознательно идти на смерть во имя идеи или счастья своих близких, трудиться и создавать всё то, что способен создавать человек. Реальность показывает, что всего этого они не делают и не могут делать. Поэтому все компоненты внутренней и внешней программы поведения человека реализуются не по физиологическим, а по психологическим законам, и именно поэтому психика является объектом изучения не физиологии, а психологии.

При характеристике любой науки необходимо разъяснить её теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения её предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут. Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

Как правило, знакомство с психологическим знанием начинается с анализа самого термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов ψυχή (лат. psyche) – душа, психика и λογος (лат. logos) – знание, осмысление, изучение.

По смыслу слово «психология» многозначно. Так, в первом, дословном и в очень примитивном, толком ничего не поясняющем, значении психология – это знание о психике, наука, изучающая её. В этом смысле область психологического как знание о психике широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живёт и действует человек.

Во втором, наиболее распространённом значении, слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность – психическую реальность. В обыденном значении слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология». Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология здесь проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчёркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и учёного, женской психологии и т.п.

В дальнейшем мы будем подразумевать слово «психология» в одном значении – в том, которое зафиксировано в его этимологии: психология – учение о психике, душе.

Таким образом, общей задачей психологии является изучение как психики индивида, так и его психологии.

На этом основывается известное определение, согласно которому психология – это наука о психике. В целом пра­вильно, хотя это тавтологичное определение является распространенным и ненаучным. Это – определение, которого психологи стыдятся.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Точнее сказать, с установлением в нашем обществе марксистской парадигмы, лишённой традиционно сложившейся за тысячелетия идеалистической, религиозной составляющей человеческой культуры, в научной психологии понятие души заменили понятием психики, чтобы избежать противоречия в трактовке внематериальных «душевных» психических феноменов материалистической советской психологией. Сейчас смягчают подобные противоречия тем, что оговариваются в учебных пособиях условия применения специфических научных терминов: а именно, поскольку слово «душа» не является единственным в обозначении того, что человек стремится узнать о самом себе, в процессе уточнения предмета психологии встречаются и имеют равное хождение разная терминология одного и того же феномена «психическое» – душа, психическая реальность, внутренний мир человека, субъективный опыт. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами, однако научная психология предпочитает использовать термин «психика», в то время как религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

В последнее время всё чаще, говоря о предмете психологической науки, как бы очерчивают круг явлений, которые охватывает своим познанием психология, форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.