Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Педагогика России IX-XVIII вв




Цель изучения темы - сформировать у студентов систем­ные научные представления о характерных чертах отечествен­ной педагогики IX-XVIII вв.

Задачи изучения темы:

1) выявить отечественный педагогический «идеал» IX-XVII вв. на основании изучения памятников письменной культуры этого периода;

2) определить значение реформ Петра I для развития отечест­венного образования;

3) определить вклад отечественных просветителей XVIII в. в развитие педагогики;

4) изучить деятельность разных типов учебных заведений в России IX-XVIII вв.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Становление и развитие русской народной педагогической мысли как основа отечественной педагогики. Педагогические идеи и просветительская деятельность Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Памятники народной культуры. Взаимосвязь народной педагогики и религиозного воспитания. Просветитель­ная деятельность братств. Школы московской Руси, мастера грамоты. Киево-Могилянская академия и ее влияние на разви­тие культуры. «Домострой» как педагогический памятник.

Просветительные реформы Петра I. Начало становления государственной системы образования. Светские и духовные школы. Профессиональные учебные заведения.

История развития домашнего воспитания в середине XVIII века и его влияние на рост самосознания народа, на самобыт­ность русской культуры. Формирование системы сословного дворянского воспитания.

Становление принципа народности как одной из характер­ных черт отечественного воспитания. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. Московский университет. Идеи общественного воспитания.

Характерные черты просветительства в России во второй половине XVIII века (И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович-де-Мириево, А.Н. Радищев, Е.Р. Дашкова, И.Т. Посошков, А.А. Прокопович-Антонский и др.). Смольный институт благородных девиц. Глав­ные и малые народные училища.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6-9, 14, 15, 19, 21, 26, 28, 32, 33, 36, 39, 40, 42, 43, 46, 48, 49, 53, 58, 63, 67, 68, 70, 71.

Вопросы для самопроверки:

1) По каким источникам можно судить о развитии русской народ­ной педагогической мысли?

2) Какие историко-культурные условия определили своеобра­зие древнерусской педагогики?

3) Как древнерусская педагогическая традиция соотносилась с византийской и западноевропейской педагогическими тра­дициями?

4) Решению каких социально-экономических и политических проблем были призваны способствовать реформы в области образования, проводимые Петром I?

5) Какие отрицательные и положительные черты были присущи образовательным реформам Петра I?

6) Какие идеи западной педагогики получили наибольшее рас­пространение в России во второй половине XVIII века?

7) Что есть «новая порода людей» по И.И. Бецкому?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Определите, какие идеи библейской педагогики стали ключе­выми для отечественной педагогики XV-XVI вв.? Чем объяснялось их распространение в древнерусском обще­стве?

2) На основе прочтения и анализа «Домостроя» ответьте не следующие вопросы:

- Какие цели педагогической деятельности ставятся в «До­мострое»?

- Какие средства рекомендуются для их достижения?

- Какие мистические и рациональные элементы присущи педагогической идеологии «Домостроя»?

3) Какие уроки древнерусской педагогики могут быть полезны для решения современных проблем образования?

4) «Переведите» на современный педагогический язык слова Симеона Полоцкого: [у людей] «ибо плод не рождается, как у деревьев, по природе сладкий или горький, но по наставле­нию рождавших, по навыкам и воле рожденных добронравие или зло укореняется в их сердцах»…

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Доклад на тему: «Анализ литературных источников, содержа­щих сведения о воспитании в Русском государстве в XIV–XVII вв.».

2) Реферат на тему: «Вклад православия в просвещение Руси».

3) Реферат на тему: «Основные типы учебных заведений, суще­ствовавших на Украине и в Белоруссии в эпоху Сред­невековья, и их организационно-содержательные основы».

4) Реферат на тему: «Сравнительный анализ педагогических взглядов двух русских просветителей XVIII в (персоналии на выбор)».

5) Реферат на тему: «‘’Портрет’’ ученика одного из ‘’закрытых’’ учебных заведений России XVIII века».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.