КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Педагогическая наука и развитие образования в России в XIX – начале XX вв
Цель изучения темы - сформировать у студентов системные научные представления о характерных чертах отечественной педагогики XIX - начала XX вв. Задачи изучения темы: 1) изучить развитие системы образования в России XIX - начала XX вв. через школьные реформы этого периода; 2) определить какие проблемы воспитания и обучения были приоритетны для педагогических исканий в России на разных этапах изучаемого периода. Объем темы: 3 часа. Содержание темы: Опыт перенесения французских проектов обучения в Россию (Устав 1804 г.), его неудача. Царскосельский Лицей. Характеристика воспитательного процесса. Традиции дворянского сословного воспитания. Педагогические взгляды и деятельность декабристов. Устав 1828 г. Формирование сословной отечественной системы народного образования во второй четверти XIX века. Ее особенности. Классическая гимназия николаевского периода. Протест революционно-демократической мысли против официальной системы образования (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Педагогический подъем 60-х гг. XIX века как индикатор происходящих в стране социальных преобразований. Устав 1864 г. Концепция общечеловеческого научно-нравственного воспитания Н.И. Пирогова. К.Д. Ушинский как основоположник русской отечественной педагогики. Антропологизм Ушинского. Ушинский о народности. Дидактика развивающего обучения. Детские книги, учебники Ушинского. Л.Н. Толстой о свободе и духовности воспитания. Теория свободного воспитания. Школьные реформы 60-х гг. Земские училища и учительские семинарии. Анализ опыта их работы. Школьные контрреформы в 70-80-е гг. Развитие педагогической мысли и школы в конце XIX века и начале XX века.
Государственная система начального образования. Русская гимназия. Лицей в России. Концепция саморазвития и целостности педагогического процесса в педагогической системе П.Ф. Каптерева. Школа К.Н. Вентцеля и его идеи свободного воспитания ребенка. Общественные школы в России накануне 1917 года. Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1-3, 6, 9, 10, 13, 16, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 32-34, 36-44, 46, 48-50, 53, 58-60, 63, 65-71. Вопросы для самопроверки: 1) Какие идеи западной педагогики были наиболее влиятельны в России в XIX веке? 2) В чем проявилась самобытность отечественной педагогической мысли в XIX веке? 3) Какие проблемы воспитания и обучения были приоритетны для педагогических исканий в России 50-60-х гг. XIX века? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Прочитать статью К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» и ответить на вопросы: - Что Ушинский понимает под народностью? - Как он связывает русский характер и воспитание? - Как, по мнению Ушинского, может быть осуществлена на практике идея народности? 2) Найти в статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы» аргументы в пользу мысли о том, что педагогика – наука и что педагогика - искусство. 3) Прочитать статью К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» и ответить на вопросы: - Какова, по его мнению, роль труда в обществе? - Что значит «свободный творческий труд»? - В чем состоит воспитательное значение труда? - В чем К.Д. Ушинский видит главную задачу воспитателя? Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Доклад на тему: «Русская школа XIX в. в художественной литературе». 2) Реферат на тему: «Реформы образования в России XIX в.». 3) Реферат на тему: «Педагогическое наследие Л.Н. Толстого». 4) Реферат на тему: «Подготовка учителей как педагогическая проблема в России XIX в.».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |