Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Сущность и принципы процесса воспитания




Цель изучения темы – рассмотреть воспитание как часть целостного педагогического процесса.

Задачи изучения темы:

1) определить сущность воспитания и место воспитательного процесса в процессе педагогическом;

2) рассмотреть особенности воспитательного процесса;

3) изучить задачи, функции и особенности воспитания;

4) определить движущие силы и логику воспитательного про­цесса;

5) выявить национальное своеобразие воспитания.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Сущность воспитания и его место в цело­стной струк­туре образовательного процесс. Философское обоснование воспитания: новые цели, ценности, смыслы воспитания. Соци­альные и психологические основы воспитания. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса. Его специфические задачи и функции в общей системе воспитания и развития личности. Критерии эффективности процесса воспита­ния. Факторы, обуславливающие сложность воспитательного воздействия и взаимодействия в структуре воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса: динамичность, подвижность, целенаправленность, многосторонность, динамич­ность, изменчивость, подвижность, непрерывность, ступенчатый (или стадийный) характер, двусторонний характер.

Движущие силы и логика воспита­тельного процесса. Диа­лектика процесса воспитания. Закономер­ности, принципы и на­правления воспитания. Закономерности воспитания (социаль­ные, психологические, педагогические). Специфика принципов воспитания: общественная направленность, персонификация (или личностный подход), природосообразность, культуросообраз­ность, гуманизация, дифференциация, опора на положительное, единство воспитательных воздействий.

Самовоспитание и перевоспитание.

Национальное своеобразие воспитания. Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом националь­ного фактора. Этнопедагогика. Учет национальных и региональ­ных концепций в процессе воспитания.

Личность воспитателя.

Методы: лекция.

Литература: 1-5, 11, 21, 23, 24, 33, 37, 51, 58, 59, 66, 78, 81.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность воспитания и определите его место в цело­стной структуре образовательного процесса.

2) Перечислите специфические задачи и функции воспитания в общей системе воспитания и развития личности.

3) Каковы критерии в определении эффективности процесса воспитания?

4) В чём заключаются особенности воспитательного процесса?

5) Каковы движущие силы воспитательного процесса?

6) Охарактеризуйте закономерности воспитания по группам.

7) Охарактеризуйте принципы воспитательного процесса.

8) В чём заключается национальное своеобразие воспитания в России?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) На основе анализа литературы, а также личного опыта по­стройте иерархию ценностей: общечеловеческие, общена­циональные, местные, традиционные ценности определен­ного воспитательного учреждения, личные ценности.

2) Законспектируйте и проанализируйте статью Б. Першуткина «О новых подходах к понятию “воспитание”» (см. список ли­тературы).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Роль наследственности, среды и воспита­ния в развитии личности».

2) Реферат на тему: «Цели и ценности воспитания в современ­ной российской школе».

3) Реферат на тему: «Проблема взаимодействия школы и средств массовой информации в воспитании детей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.