КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Воспитательная система школыЦель изучения темы – сформировать целостное представление о построении воспитательной системы как способе реализации современных образовательных целей. Задачи изучения темы: 1) определить сущность «воспитательной системы» как педагогической категории; 2) рассмотреть воспитательную систему школы структурно; 3) ознакомиться с опытом построения воспитательных систем школы в практике отечественного образования. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Воспитательная работа. Понятие о воспитательных системах. Суть понятия «воспитательная система школы», её предназначение. Структура воспитательной системы: цель, деятельность, субъект деятельности, межличностные отношения, среда. Характеризующие признаки воспитательной системы школы. Этапы становления и развития школьных воспитательных систем. Критерии оценки воспитательной системы. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли. Характеристика авторских воспитательных систем: гуманистическая воспитательная система (В.А. Караковский), «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро), Школа диалога культур» (В.С. Библер), воспитательная система сельской школы (В.А. Сухомлинский), справедливые сообщества (Л. Кольберг), пионерская организация. Методы: лекция. Литература: 1-3, 6, 10, 16, 19, 20, 25, 26, 37, 43, 63, 74. Вопросы для самопроверки: 1) Что такое «воспитательная система»? 2) Какова структура воспитательной системы? 3) По каким критериям можно оценивать воспитательную систему? 4) Охарактеризуйте опыт В.А. Караковского в построении воспитательной системы школы. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Ознакомьтесь с опытом построения воспитательных систем школ А. Тубельского, С. Френе, М. Монтессори, А. Ямбурга, М.А. Балабана, Д. Ховарда, А.А. Католикова и представьте их анализ по следующему алгоритму: - суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте; - трактовка цели воспитания в системе; - теоретические положения наук, положенные в основу опыта; - что отвергает и заимствует система из опыта традиционной школы; - как и чем определяется в опыте содержание воспитания; - как реализуются идеи, принципы и сущность опыта; - преимущества данной системы по отношению к другим и к опыту традиционной школы; - модель нового учебного процесса и структура школы; - набор предметов и интеграция преподаваемых предметов в авторской школе; - расписание школьного дня; - как реализуются в школе интересы ребят, и что обеспечивает их развитие; - наличие в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий; - что нового в процессе усвоения знаний учащихся (или контроле знаний); - что дает школа ученику и учителю, каковы их возможности; - как комплектуются классы; - структура уроков, система уроков; - соотношение форм обучения (урок, кружки, факультативы и др.); - требования к учителю, подбор учителей, положение учителя в данной школе; - в чем специфика (особенность) школы; - в чем результативность, эффективность данной школы; - перспектива на широкое внедрение. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «История пионерской организации».
Тема 6. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Цель изучения темы – сформировать целостное представление о системе работы классного руководителя в деле воспитания детей. Задачи изучения темы: 1) определить роль воспитателя, классного руководителя в школе; 2) выявить специфику работы классного руководителя; 3) изучить основные функции и обязанности классного руководителя. Объем темы: 2 часа. Место и роль освобожденного классного воспитателя и воспитательной системы школы. Феномен классного наставничества в истории отечественного образования до 1917 года. Система воспитательной работы классного руководителя. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Содержание работы классного руководителя. Цикл его деятельности. Вариативность классного руководства. Педагогическая диагностика. Задачи, роль, содержание, методы диагностики класса. Оформление результатов и их использование. Диагностическая карта класса. Планирование воспитательной деятельности классного руководителя. Роль плана в работе, содержание и виды планов. Методика планирования. Работа классного руководителя с семьей, родителями. Педагогическая культура и просвещение родителей. Методы: лекция. Литература: 1-3, 8, 12, 13, 15, 16, 22, 27, 28, 34, 36, 37, 40, 42, 43, 47, 49-51, 54, 60, 61, 63, 65, 70, 72, 75-77, 79, 80, 82, 83. Вопросы для самопроверки: 1) Дайте характеристику роли классного руководителя в школе, специфику его работы, основных функций и обязанностей. 2) Чем определяются воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя. 3) Какими факторами обусловлена вариативность классного руководства? 4) В чём состоят особенности работы классного руководителя с учителями и семьей учащихся? 5) Что служит критерием эффективности классного руководства? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) На основании рекомендованной литературы, своего опыта общения с классным руководителем подготовьте сообщение на тему: «Мое представление о деятельности классного руководителя». 2) На основе анализа первоисточников составьте должностную инструкцию классного руководителя, в которую должно входить следующие пункты: общие положения, обязанности, права, ответственность, оценка работы, замены по работе. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Диагностика учащихся класса как часть воспитательной работы учителя, классного руководителя: задачи, содержание, методы». 2) Реферат на тему: «Планирование воспитательной работы учителя, классного руководителя с учащимися в классе».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |