Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Воспитательная система школы




Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о построении воспитательной системы как способе реализации современных образовательных целей.

Задачи изучения темы:

1) определить сущность «воспитательной системы» как педаго­гической категории;

2) рассмотреть воспитательную систему школы структурно;

3) ознакомиться с опытом построения воспитательных систем школы в практике отечественного образования.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Воспитательная работа. Понятие о воспитательных сис­темах. Суть понятия «воспитательная система школы», её предназначение. Структура воспитательной системы: цель, дея­тельность, субъект деятельности, межличностные отношения, среда. Характеризующие признаки воспитательной системы школы.

Этапы становления и развития школьных воспитательных систем. Критерии оценки воспитательной системы. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.

Характеристика авторских воспитательных систем: гума­нистическая воспитательная система (В.А. Караковский), «Педа­гогика общей заботы» (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро), Школа диа­лога культур» (В.С. Библер), воспитательная система сельской школы (В.А. Сухомлинский), справедливые сообщества (Л. Кольберг), пионерская организация.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 10, 16, 19, 20, 25, 26, 37, 43, 63, 74.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое «воспитательная система»?

2) Какова структура воспитательной системы?

3) По каким критериям можно оценивать воспитательную сис­тему?

4) Охарактеризуйте опыт В.А. Караковского в построении воспи­тательной системы школы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Ознакомьтесь с опытом построения воспитательных систем школ А. Тубельского, С. Френе, М. Монтессори, А. Ямбурга, М.А. Балабана, Д. Ховарда, А.А. Католикова и представьте их анализ по следующему алгоритму:

- суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте;

- трактовка цели воспитания в системе;

- теоретические положения наук, положенные в основу опыта;

- что отвергает и заимствует система из опыта традицион­ной школы;

- как и чем определяется в опыте содержание воспитания;

- как реализуются идеи, принципы и сущность опыта;

- преимущества данной системы по отношению к другим и к опыту традиционной школы;

- модель нового учебного процесса и структура школы;

- набор предметов и интеграция преподаваемых предме­тов в авторской школе;

- расписание школьного дня;

- как реализуются в школе интересы ребят, и что обеспечи­вает их развитие;

- наличие в учебно-воспитательном процессе педагогиче­ских технологий;

- что нового в процессе усвоения знаний учащихся (или кон­троле знаний);

- что дает школа ученику и учителю, каковы их возможно­сти;

- как комплектуются классы;

- структура уроков, система уроков;

- соотношение форм обучения (урок, кружки, факульта­тивы и др.);

- требования к учителю, подбор учителей, положение учи­теля в данной школе;

- в чем специфика (особенность) школы;

- в чем результативность, эффективность данной школы;

- перспектива на широкое внедрение.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «История пионерской организации».

 


Тема 6. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о системе работы классного руководителя в деле воспитания детей.

Задачи изучения темы:

1) определить роль воспитателя, классного руководителя в школе;

2) выявить специфику работы классного руководителя;

3) изучить основные функции и обязанности классного руководи­теля.

Объем темы: 2 часа.

Место и роль освобожденного классного воспитателя и воспитательной системы школы. Феномен классного наставни­чества в истории отечественного образования до 1917 года.

Система воспитательной работы классного руководителя. Функции и основные направления деятельности классного руко­водителя. Содержание работы классного руководителя. Цикл его деятельности. Вариативность классного руководства.

Педагогическая диагностика. Задачи, роль, содержание, методы диагностики класса. Оформление результатов и их ис­пользование. Диагностическая карта класса.

Планирование воспитательной деятельности классного руководителя. Роль плана в работе, содержание и виды планов. Методика планирования.

Работа классного руководителя с семьей, родителями. Педагогическая культура и просвещение родителей.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 8, 12, 13, 15, 16, 22, 27, 28, 34, 36, 37, 40, 42, 43, 47, 49-51, 54, 60, 61, 63, 65, 70, 72, 75-77, 79, 80, 82, 83.

Вопросы для самопроверки:

1) Дайте характеристику роли классного руководителя в школе, специфику его работы, основных функций и обязанностей.

2) Чем определяются воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя.

3) Какими факторами обусловлена вариативность классного руководства?

4) В чём состоят особенности работы классного руководителя с учителями и семьей учащихся?

5) Что служит критерием эффективности классного руково­дства?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) На основании рекомендованной литературы, своего опыта общения с классным руководителем подготовьте сообщение на тему: «Мое представление о деятельности классного ру­ководителя».

2) На основе анализа первоисточников составьте должностную инструкцию классного руководителя, в которую должно вхо­дить следующие пункты: общие положения, обязанности, права, ответственность, оценка работы, замены по работе.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Диагностика учащихся класса как часть воспитательной работы учителя, классного руководителя: задачи, содержание, методы».

2) Реферат на тему: «Планирование воспитательной работы учителя, классного руководителя с учащимися в классе».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.