Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие о педагогических технологиях




Цель изучения темы – сформировать у студентов целост­ное представление о педагогической технологии как о совре­менном инструментарии организации педагогического процесса.

Задачи изучения темы:

1) осмыслить единство теоретических и инструментальных зна­ний в педагогике;

2) усвоить суть современных подходов к определению катего­рии «педагогическая технология»;

3) раскрыть признаки и свойства педагогической технологии;

4) осознать обу­словленность педагогических технологий харак­тером педагогических задач;

5) научиться вычленять характерные признаки педагогической технологии, отличающие её от всей совокупности приклад­ных педагогических знаний.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Понятие педагогических технологий, их обу­словлен­ность характером педагогических задач. Теоретические, исто­рические и фактологические предпосылки возникновения педа­гогической технологии как научного явления. Эволюция понятия «технология» в образовании.

Педагогическая технология как научная дисциплина и как учебный предмет. Понятия «мастерство», «техника», «техноло­гия». Их взаимосвязь и взаимоопределённость, специфические признаки и содержание. Особенности понятий «педагогическая техника» и «педагогическая технология». Соотношение понятий «методика обучения» и «образовательная технология».

Научные подходы к рассмотрению проблемы технологии в системе общепедагогических знаний. Сущность «педагогической технологии» и требования, предъявляемые к ней.

Признаки педагогической технологии (содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректи­руемость).

Педагогическая технология с точки зрения профессио­граммы учителя и особенностей педагогической деятельности. Педагогическая технология и педагогическое мастерство.

Прикладной характер педагогической технологии. Педаго­гические технологии и воспитание ребёнка.

Критерии «технологичности» педагогической технологии. Структура педагогической технологии.

Критерии выбора педагогических технологий. Уровень са­мостоятельности учащихся в учебной деятельности как основ­ной критерий выбора педагогической технологии. Основные ка­чества, которые должна формировать у обучаемых технология. Цель обучения как критерий выбора педагогической технологии.

Иерархия педагогических технологий: метатехнологии, от­раслевые макротехнологии, модульно-локальные мезотехноло­гии, микротехнологии.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 14, 18, 20, 29, 30, 34, 41, 49-52, 56, 80-82.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность категории «педагогическая технология».

2) Каково происхождение понятия «технология»?

3) Охарактеризуйте основные этапы эволюции понятия «техно­логия» в образовании.

4) Опишите специфические признаки понятий «мастерство педа­гога», «педагогическая техника», «образовательная ме­тодика» и «педагогическая технология». Что «роднит» эти понятия?

5) Каковы причины и критерии технологизации образователь­ного процесса в школе?

6) Какова в общих чертах структура педагогической техноло­гии?

7) Какова связь между педагогической задачей и педагогиче­скими технологиями?

8) На каком критерии базируется общая иерархия педагогиче­ских технологий?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Выпишите в рабочую тетрадь из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогиче­ского характера определения «технологии» с педагогической точки зрения. Можно ли отследить хронологию появления того или иного определения по его контексту?

2) Составьте графическую схему, соответствующую вашим пред­ставлениям о соотношении понятий «мастерство», «техника», «технология» в педагогическом контексте.

3) Подготовьте краткий обзор публикаций по 4-5 номерам жур­нала «Школьные технологии» за 2007 год. Какие выводы вы можете сделать на основании проделанной вами работы о современных тенденциях развития педагогической техноло­гии как науки?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Эволюция понятия “технология” в отечест­венной педагогике».

2) Эссе на тему: «Насколько соотносимы между собой для вас категория «технология» и воспитательный процесс?»

3) Эссе на тему: «Можно ли полностью алгоритмизировать педа­гогическую деятельность?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.