Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание




Тема 11. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из познавательных процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание свое­го особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприя­тия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов соз­нания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена актив­ность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание — это в первую оче­редь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фо­кусе, сосредоточена. Внимание — это избирательная направлен­ность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углуб­ленность в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности, они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетли­вости содержания, на котором сосредоточена познавательная дея­тельность.

Таким образом, мы можем определить внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Как определить наличие внимания у человека?

Существует 2 группы признаков, по которым можно определить наличие внимания у человека:

Субъективные – те признаки, которые каждый из нас может переживать:

– Интенсивность ощущений, образов, их ясность, отчетливость.

– Длительность удержания образов в сознании.

– Количество объектов в сознании на момент восприятия.

– Селективность, избирательность (фигуро-фоновые отношения).

Объективные признаки:

· Изменения в органах восприятия, например, фиксация глаз.

· Выразительные движения – поворот головы, позы сосредоточенности, жесты, мимика («маска внимания»).

· Мышечные реакции.

· Вегетативные компоненты ориентировочной реакции (изменение сердцебиения, зрачковые реакции, изменения температуры, потовыделение).

· Продуктивный критерий (характеризует не процесс, а результат внимания – повышение (улучшение) качества продукта внимательного действия).

Только в комплексе можно рассматривать эти признаки как доказательства внимания.

Функции внимания.

1. Функция селекции – внимание выбирает (отбирает) наиболее значимые объекты, явления, события (например, феномен вечеринки);

2. Внимание – реакция, моментально улучшающая восприятие.

3. Функция организации психической жизни и поведения.

4. Обеспечение регуляции, контроля деятельности.

Классификации внимания.

1) по положению объекта, на который внимание направлено:

· внешнее (объект находится в объективном мире);

· внутреннее (во внутреннем мире личности, сознании);

· чувственное (объекты: эмоции, переживания, ощущения);

· интеллектуальное (объекты: мысль, понятие).

2) по основанию доминирующих сенсорных систем:

– зрительное;

– слуховое;

– обонятельное;

– осязательное;

– тактильное и др.

3) по степени опосредованности:

o непосредственное (сознание ничем не направляется, кроме самого объекта);

o опосредованное (сознание регулируется с помощью дополнительных средств – слов, жестов).

4) по степени произвольности:

– непроизвольное (Выгодский: «пассивное»);

– произвольное;

– послепроизвольное.

О произвольном внимании можно говорить, если есть волевые усилия. Волевые усилия есть там и тогда, когда есть вероятность выбора (обязательное присутствие воли, следовательно, усилия, следовательно, борьба мотивов).

Непроизвольное внимание – это ярко выраженный ориентировочный, наследственный рефлекс; эта реакция выполняется автоматически, без каких –либо усилий.

Выготский Л. С. выделяет 2 группы факторов, определяющих непроизвольное внимание: 1) определенное внутреннее состояние человека; и 2) особенности внешних раздражителей.

Особенности внешних раздражителей:

· Сила раздражителя (высокая интенсивность и сигнал).

· Внезапность (неожиданное событие).

· Новизна явления или предмета, что–то специфическое, незнакомое.

· Контрастность стимула (фигура-фон).

· Характер, степень организованности объектов восприятия.

Особенности состояний человека:

Актуальные потребности человека.

Интересы человека.

Физическое состояние человека (степень энергичности, активности).

Опыт и знания (мы обращаем внимание только на то, что знаем).

Послепроизвольное внимание – оно начинается с волевых усилий, а характер протекания как у непроизвольного (т.е. человек начинает деятельность с усилием, заставляя себя включиться в работу, а затем возникает интерес).

Особенности видов внимания

Таблица 5

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы возникновения
Непроизвольное   Под действием внешних раздражителей с особенными признаками Отсутствие волевых усилий; легкость возникновения; переключение Ориентировочный рефлекс; доминанта[1]
Произвольное Когда есть постановка и принятие задачи Направленность в соответствии с задачей; наличие волевых усилий В основном базируется на 2–й сигнальной системе
После- произвольное Наличие задачи, появление интереса, высокая мотивация, ее изменение Сохраняется целенаправлен-ность на задачу, но сни­мается на­пряже­ние Доминанта

 

Свойства внимания:

Объем внимания – количество простых, изолированных, четко воспринимаемых элементов, которые могут быть удержаны в поле сознания. В ходе экспериментов было выяснено, что объем зрительного внимания – 7 +/- 2; объем слухового внимания –4+/-2; объем осязательного внимания – 6-8 объектов.

Объем внимания зависит от:

· Степени связанности объектов между собой.

· Степени знакомства с объектами (знакомое нам видится как более дифференциальное).

· Расположения в поле восприятия (центр или периферия);

· Внутренней установки.

Концентрация внимания – степень интенсивности сосредоточения, степень отвлечения от одних раздражителей и направленность на другие. При большей концентрации снижается объем.Физиологические механизмы концентрации – это сильное возбуждение в определенных участках коры и сильное торможение в других.

Выделяют разные уровни концентрации внимания:

1) слабая концентрация (сильные колебания);

2) поверхностная (есть колебания с малой амплитудой);

3) рабочая (колебания преодолеваются усилием воли);

4) полная поглощенность в объекте (колебания отсутствуют).

Устойчивость внимания – длительность сохранения интенсивного восприятия объекта. Очень близко понятие помехоустойчивости – способность сохранять внимание при помехах. Физиологическими механизмами внимания является работоспособность нервных клеток в определенных участках коры.

Устойчивость внимания зависит от:

· Особенностей объектов внимания (изменчивость, яркость, подвижность).

· Активности личности (внешняя активность способствует концентрации на тех объектах, которые необходимы, внутренняя - решение мыслительных задач).

· Особенностей личности (свойства нервной системы, уровень мотивации, состояние организма в целом).

Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности восприятия. Без всяких причин колебания происходят каждые 1,5 минуты. В зависимости от различных факторов эти колебания могут быть отодвинуты до 5 – 10 минут. Внимание аудитории может держаться 20 минут.

Распределение внимания – свойство одновременного, успешного выполнения двух и более различных видов деятельности.

3 уровня распределения внимания:

1. Распределение внимания легкое, каждое действие автоматизировано (например, езда на велостпеде).

2. Среднее распределение – 2 вида автоматизированного умственного действия (например, конспектирование).

3. Сложное распределение – внимание распределяется между 2-мя сложными (новыми) мыслительными задачами, которые требуют максимальной включенности всех психических процессов.

Факторы, влияющие на распределение внимания:

· Свойства нервной системы (в частности, сила НС).

· Состояние человека (уровень переживаний, аффекты, стрессы, утомляемость).

Переключение внимания – сознательный, преднамеренный перенос внимания от одной деятельности к другой (с одного объекта на другой).

Показатели переключения:

– Время, затраченное на переход от одной деятельности к другой

– Уровень продуктивности одной деятельности и другой.

Успешность переключения зависит от:

– Особенностей предыдущей и новой деятельности

– Отношения к прежней и новой деятельности

– Степени завершенности предыдущей деятельности (если прежняя не завершена, следующая замедляется)

– Значимости целей предыдущей и новой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.