Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы отклонений




Физические отклонения связаны со здоровьем человека и определ.ся медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характ.ют здоровье ребенка.

Отконения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологич. обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

Всемирная Организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

· Недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических ф-ций, элементов анатомической структуры, затрудняющие какую-либо деятельность.

· Ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличие дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека.

· Недееспособность – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретная конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой – либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков:

· К физическим недостаткам относят относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и функционирования органов человека, либо хроническое или соматическое заболевание.

· Психический недостаток- это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоц.- волевой сферы, в т.числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

· Сложный недостаток - сочетает в себе физические и психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

· Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступными.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психич. недостатками.

· К этой группе относят: задержка психического развития и умственная отсталость детей или олигофрения (Умств. отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться рез –том болезни, травмы и др.)

· Нарушения речи: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушения чтения и письма.

· Нарушение эмоционально-волевой сферы: крайняя форма- аутизм, (состояние психики характериз. замкнутостью), и суицид – попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляют- одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения к.либо деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной и оригинальностью, нестандартностью и др. показателями.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого – медико- педагогическая комиссия. Задачи комиссии обширны: обследование детей и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования, консультирование родителей, педагогич., медиц., работников и др специалистов по вопросам связанным со спец условиям для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями.

Педагогические отклонения для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Это нормы получения/неполучения образования. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. Ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования.

Есть дети, которые не получили общего образования. К такой категории детей относят детей, которые не посещают школу. Причины: прогулы в школе, неуспеваемость детей, неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, экологические и социальные катаклизмы.

Большие трудности в получении образования испытывают дети, имеющие отклонения в психической или физической сфере. Для них существуют специальные учреждения.

Социальные отклонения связаны с понятием «Социальная норма». Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которое создаются людьми на основе познания и социальной реальности.

Социальные отклонения могут быть вызваны соц.статусом. человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деят.ти, ценностными критериями и др.

Соц. нормы делятся на 2 группы: универсальные, т. е распространяющиеся на каждого чел.ка в обществе;

Частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеят.ти людей (Напр, врач, соц.педагог, брат, друг и др.)

Соц. нормы явл.ся элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиции). Соц. нормы могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные.

Социальные нормы и отклонения от них в поведении чел.ка представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

Особенностью соц.норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение соц. норм, и ценностей, вхождение в соц. среду, усвоение соц.ролей и соц. опыта.

В социологической, психологической, и педагогической литературе основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого является детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным асоциальным поведением».

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные соц.службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста 11 лет, по решению суда с учетом заключения психолого- медико – педагогической комиссии могут направляться в спец. школы или в спец. профессиональные учреждения.

В реальности «чистых» отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую.

Для работы соц.педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о соц. отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, располагается неизмеримое кол.во переходных ступеней от нормы к отклонению.

П.э работа соц. педагога направлена, с одной стороны, отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой стороны, на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.