Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип природосообразности




Сущность понятий «воспитание» и «социальное воспитание». Принцип природосообразности в социальной педагогике. Принцип культуросообразности в социальной педагогике. Принцип гуманизма в социальной педагогике.

 

Воспитание как основная категория педагогики является обьектом пристального внимания ученых на протяжении всей истории развития педагогической мысли. Воспитание – это вечная и всеобщая категория общественной жизни. В отечественной истории истоки воспитания уходят в древнеславянскую языческую этнокультуру. Принятие христианства на Руси явилось важной вехой в развитии русской культуры и просвещения. Дошедшие до нас летописи и другие документы дают представление о воспитательных традициях Древней Руси. Христианское воспитание, в основе которого лежало усвоение подрастающим поколением христианской морали, было ведущим вплоть до Октябрьской революции 1917г. В обществе была разработана и эффективно действовала система христианского воспитания, которая включала и определенную политику государства, когда одним из основных принципов воспитания, на котором строился учебно-воспитательный процесс в школах, провозглашалось единство «православия, самодержавия и народности». В 70-80-е годы XIX в. в России действует единое Министерство просвещения и духовных дел, Закон Божий является одним из основных предметов в образовательных учреждениях. Осуществляется это воспитание социальными институтами: семьей, школой, церковью. Коренной поворот в изменении целей и содержания воспитания был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием. Это явление породило у ученых-педагогов многочисленные дискуссии: что является предметом педагогической науки. В эти годы прочно укрепился термин педагогическое воспитание. В первые годы советской власти проблема социального воспитания была одной из ведущих в педагогике. Это обусловлено, по крайней мере, двумя факторами: социальным положением детей в России и активным развитием педологии. В России активно в то время развивалась педология. Ее основной задачей было получение систематизированных знаний о ребенке, необходимых для его воспитания. Наиболее ответственным и важным участком в системе народного образования считалась область социального воспитания. Термин социальное воспитание чаще всего использовался в сокращенном виде «соцвос». В период 1917 – 1930г. Он употребляется в двух основных значениях: первое-обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детски воспитательными и образовательными учреждениями; второе-передача общественного опыта от одного поколения к другому. Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьно воспитания и политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге. Учреждения входившие в систему соцвоса, делились на учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки), школы первой и второй ступеней; детские дома, учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умсвенно-отсталых), институты социального воспитания- учреждения для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет. Иорданский опубликовал книгу в 1923г. «Основы и практика социального воспитания», 4 взгляда на сущность соц. воспитания: первый – вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.) второй – воспитание как общественное явление, опирающееся в организации их жизни на основе самоуправления; четвертый – связан с социальной педагогикой как научной и практической дисциплиной. В советский период развития нашего общества на смену социальному воспитанию пришел термин «коммунистическое воспитание». В этот период закреплялось понятие воспитание как в узком так и в широком смысле слова. В первом смысле воспитание включало в себя образование и обучение охватывало работу всех социальных институтов воспитания. Вторая трактовка была связана с воспитание у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности. Свое второе рождение термин соц воспит. Получил в 90-е г. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. Однако фактически вместе «с водой» (коммунистическое воспитание) был выплеснут и «ребенок» (воспитание). В официальных документах школа «из учебно-воспитательного учреждения» превратилась в образовательное учреждение. Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социалогией, психологией. Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Природосообразность – принцип соц. педагогики, согласно которому соц. педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Был впервые сформулирован Каменским. Жан.Ж Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Песталоцци, создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания-развить природные силы и пособноти человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип-это согласие с природой. Говоря о принципе природ. применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому соц.педагог должен в свой деят-ти придерживаться следующих правил, соласно принципу природ.

- учет возрастных особенностей детей, - учет половых особенностей детей, - учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы, - опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности, - развитие инициативы и самостоятельности ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.