Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательные основы отечественного учета




Управленческий учет и отечественная система учета

2 вопрос…

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на Международную систему финансового учета и отчетности (МСФО) созданы необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий и организаций. 1 июля 2004 г. приказом Минфина России № 180 была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Основные ее цели направлены на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. Суть дальнейшего развития национальной системы бухгалтерского учета состоит в построении эффективного учетного процесса. Принципы и требования к подготавливаемой информации должны устанавливаться с учетом требований МСФО и МСА таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию по разным видам отчетности, в том числе и управленческую отчетность. Главная задача в области подготовки управленческой отчетности заключается в распространении опыта ее организации и использования в управлении бизнесом.

К настоящему времени в России сложилась стройная система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.07.98 № 123-ФЭ и представлена четырьмя уровнями.

 

I уровень. Гражданский кодекс РФ (ч. I, II, ст. 2); Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, капитале, доходах и расходах.

II уровень. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, нормативные акты, методические указания и рекомендации Министерства финансов РФ, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам учета имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты-положения по бухгалтерскому учету. К настоящему времени утверждены и действуют 20 ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов ведения бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.

Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им финансовой политики.

III уровень. Типовые указания и рекомендации по введению учета; План счетов бухгалтерского учета и различные методические указания отраслевых министерств и ведомств.

IV уровень составляют рабочие документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики, рабочий План счетов, порядок проведения инвентаризации, утверждение правил документооборота и пр.

В системе нормативного регулирования ведения бухгалтерского и управленческого учета для экономических субъектов наиболее существенен четвертый уровень, который включает учетную политику организации, рабочий План счетов, виды используемых регистров и пр. Он формирует организацию всех видов учета в методическом, техническом и организационном аспектах.

34. Учетная политика предприятия: содержание и факторы

Учетная политика - это выбор организацией вариантов и способов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, организации и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений и особенностей своей деятельности.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы:

· форма собственности и организационно-правовая форма организации (ООО, АО, СП, государственное или муниципальное унитарное или казенное предприятие и т.д.);

· вид деятельности или отраслевая подчиненность (торговая, коммерческая деятельность, строительство, промышленность, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.);

· объемы производства, среднесписочная численность рабочих и т.п.;

· отношение организации с системой налогообложения (освобождения от различного вида налогов, ставки

налогов, льготы по налогообложению и т.п.);

· степень свободы действия в условиях переходного к рынку периода (возможность самостоятельных действий в вопросах ценообразования и т.п.);

· стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи развития организации на долгосрочную перспективу, возможность и ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

· наличие технического оснащения для функций управления (обеспечение ПЭВМ, средствами оргтехники, программными средствами и т.п.);

· наличие эффективной системы информационного обеспечения организации по всем необходимым для деятельности направлениям;

· уровень квалификации кадров; экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководства организации;

· система материальной заинтересованности в эффективной работе организации и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей;

· другие факторы.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методологическая часть учетной политики содержит положения, которые регулируют методологию ведения бухгалтерского учета. При этом методологическая часть отвечает за отражение объектов бухгалтерского учета в отчетности организации. По этой причине методологические способы ведения бухгалтерского учета должны быть представлены в указанном документе наиболее полно. Можно выделить следующие важные методологические элементы учетной политики:

• формы бухгалтерской отчетности (если организация не планирует разрабатывать собственные формы отчетности, то необходимо указать, что в своей деятельности она будет использовать формы отчетности, рекомендованные Министерством финансов РФ) (приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 67н);

• сроки полезного использования основных средств (ПБУ 6/01, п. 20);

• способ начисления амортизации по основным средствам (ПБУ 6/01, п. 18);

• лимит стоимости основных средств, в пределах которого организация единовременно относит эту стоимость на затраты (ПБУ 6/01, п. 18);

• порядок учета расходов на ремонт основных средств (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – приказ № 34н), п. 72);

• сроки полезного использования нематериальных активов (ПБУ 14/01, п. 17);

• способ начисления амортизации по нематериальным активам (ПБУ 14/01, п. 15);

• способ списания материалов в производство (ПБУ 5/01, п. 16);

• метод калькулирования продукции (позаказный, попередельный и т.д.);

• способ оценки незавершенного производства в серийном или массовом производстве (приказ № 34н, п. 64);

• вариант учета затрат на производство (ПБУ 10/99, п. 9);

• способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования;

• способ оценки готовой продукции (приказ № 34н, п. 59);

• способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до склада, производимых до момента их передачи в продажу (ПБУ 5/01, п. 11);

• способ признания коммерческих расходов (ПБУ 9/99);

• способ определения стоимости проданных товаров (ПБУ 5/01, п. 16);

• порядок создания резерва по сомнительным долгам (приказ № 34н, п. 70);

• перечень и порядок создания и использования резервов предстоящих расходов и платежей (приказ № 34н, п. 72);

• сроки и способы списания расходов будущих периодов (приказ № 34н, п. 65) [21].

Методическая часть учетной политики состоит из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. В отличие от методологической части учетной политики данные приемы не оказывают влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Методическая часть учетной политики регламентирует отражение финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете организации. Такая информация очень полезна для бухгалтера, однако, так как она не влияет на показатели бухгалтерской отчетности, то данную информацию лучше раскрывать в методических рекомендациях, издаваемых организацией для стимулирования развития учетной политики. В частности, целесообразно отдельным приложением оформлять рабочий план счетов организации.

Организационная часть учётной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к указанной части учетной политики, фиксируют форму, по которой ведется бухгалтерский учет, способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

Способы ведения бухгалтерского учета организации, которые должны быть отражены в учетной политике, в соответствии с ПБУ 1/98:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.