КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идейно-художественное своеобразие Сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Практическое занятие № 2 Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины ХIХ века. Коломна, 1993. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы (любое издание). Сделайте вывод о типологических особенностях сатиры Щедрина и ее эволюции от 1860-х к 1870-ым годам. Поэтика образа Иудушки Головлева (семантика имени, предыстория головлевского рода, авторские характеристики, особенности речи героя, роль и функции пейзажа; особое внимание обратите на финальные сцены романа, сопоставьте смерть Фердыщенко и Иудушки). Из известной справочной литературы выпишите определение сатиры, сатирического образа. 2. Пользуясь рекомендованной научной литературой определите место «Истории одного города» в творчестве писателя. Как исследователи этого произведения определяют специфику сатирического образа? 3. Конкретный текстовый анализ 3-х глав: «Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник: - объект и предмет сатиры; - поэтика образа градоначальника Фердыщенко (портрет героя, авторские характеристики, речь героя, мнимая эволюция, семантика фантастического, апокалиптические и библейские образы и мотивы, смерть героя). 4. Используя рекомендованную научную литературу определите место романа «Господа Головлевы» в творчестве Щедрина и русской литературе 1870-х годов. 5. Наметьте линии сближения образов Фердыщенко и Иудушки Головлева. Что, на Ваш взгляд, остается устойчивым в сатире писателя? (В рабочих тетрадях составьте соответствующую схему) Источники: Научная литература: Или: Павлова И.Б. Загадка финала «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина // Писатель и жизнь. М., 1981.
Или: Головина Т.Н. «История одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново, 1997. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1997. С. 169 – 259. Или: Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков: цитата, реминисценция. Мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. С. 47 – 55. (Обратите внимание на новаторское осмысление финала романа «Господа Головлевы»). Цели занятия: - осмыслить идейно-художественное своеобразие сказок писателя в связи с общими закономерностями литературного процесса 1880-х годов; - понять оригинальность сказочного цикла, объекта сатиры, поэтики сатирического образа; - сделать итоговые наблюдения и выводы о новом качестве сатиры «позднего» Щедрина.
Вопросы и задания: 1. История создания сказочного цикла. Почему он сформировался именно в 1880-е годы? Каким особенностям литературного процесса он отвечал? (Отвечая на этот вопрос, особое внимание обратите на книгу В.В. Прозорова). 2. Объект сатиры сказочного цикла (т.е. что или кого обличает в нем Щедрин). Что и почему в нем меняется в сравнении с предыдущим творчеством писателя? (Для углубленного анализа возьмите сказки «Бедный волк», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист»). Обратите внимание на парадоксально звучащие названия сказок). 3. Монографический анализ сказки «Приключение с Крамольниковым»: - как понимаете авторское определение жанра как «сказки-элегии»? - найдите образы, передающие приметы нового времени, перекликающиеся с образами из ранее названных сказок; - сравните образ России, созданный в этой сказке, с образом города Глупова и его обитателей; есть ли в них что-то общее? - что за тип героя представляет собой Крамольников? Каковы его убеждения, взгляды на жизнь? (Сравните этот образ с образом карася-идеалиста). Можно ли говорить об автобиографичности этого образа?
- финал жизни героя, причина и характер переживаемого им кризиса (ср. с финалом жизни Иудушки Головлева); - сквозные «образы-понятия», их функции (подключите сюда наблюдения над сказками «Христова ночь» и «Ворон-челобитчик»). 4. Сделайте вывод о своеобразии объекта сатиры сказок и особенностях поэтики сказочного образа. Источники: Салтыков-Щедрин М.Е. Бедный волк. Самоотверженный заяц. Карась-идеалист. Приключение с Крамольниковым. Христова ночь. Ворон-челобитчик. Научная литература: Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М.;Л., 1960. Гл. 1. Или: Николаев Д.М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Очерк. М., 1985. Или: Николаев Д.М. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988. С. 55 – 82. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин: Книга для учителя. М., 1988. С. 135 – 164. Контрольное задание. Анализируя образную систему сказки «Ворон-челобитчик», докажите ее итоговый характер.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |