Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия сенсорного воспитания




1. Содержательная деятельность дошкольников (помогает сосредоточить внимание детей на особенностях, свойств предметов,помочь им освоить эти предметы.

2. Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения (например, такие качества как блеск, прозрачность, гладкость, твердость, эластичность и др. дошкольники при условии стихийного овладения называют в 10% случаев, а при обучении это содержание оказывается доступным в 3 –4 раза чаще.

3. Материал для сенсорного развития (игрушки, вода, песок, сборно-разборные игрушки, для развития мелкой моторики даются на обследование предметы, «Чудесный мешочек»

4. Исследование природы для чувственного познания.

5. Задействование в познании максимального количества органов чувств.

В группе, где я проходила практику дети находятся на …. этапе сенсорного развития.

Этапы сенсорного воспитания:

I. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который необходимо освоить (можно предложить создать какой либо продукт → в деятельности проявится неумение, например подобрать по размеру, цвету ….)

II. Обучение детей перцептивным действиям - накопление представлений о сенсорных признаках.

На этом этапе происходит обучение обследованию.

III Формирование представлений об эталонах (исходным является умение группировать предметы по тому или иному качеству).

Последовательность:

- 6 мес. – 2 лет – сенсомоторные предэталоны – отображение отдельных свойств предметов, значимых для движения ребенка (величина, некоторые особенности формы, расстояние).

- до 5 лет – предметные эталоны - соответствие свойств предметов с определенными предметами (оранжевая как морковка)

5 лет и больше – сенсорные эталоны – обобщение представления о свойствах и отношениях предметов

IV. Создание условий для самостоятельного применения детьми полученных знаний (игры и др.).

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содер­жание. Оно идет от народной педагогики и получило раз­витие в теоретических трудах и практике известных пе­дагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов ок­ружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувстви­тельности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно на­зывать свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания тра­диционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентирования во времени, развития рече­вого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает пред­ставления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух- это способность воспринимать звуки речи, дифференциро­вать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано ов­ладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового ана­лиза слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух- это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обу­чение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обследование – специальное организованное восприятие предмета, в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью.

Этапы обследования:

1. Восприятие целостного облика.

2. Мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал).

3. Пространственное соответствие частей друг с другом.

4. Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие.

На практике, где я проходила практику, педагог создает условия, чтобы дошколь­ники применяли полученные знания и умения для анали­за окружающей среды. Например, старших детей вовле­кают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для под­клейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, тол­стую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать по­лоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и вос­приятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Можно порекомендовать для обогащения сенсорного опыта детей использовать дидактические игры. Многие из них связаны с обследо­ванием предмета, с различением признаков, требуют сло­весного обозначения этих признаков («Чудесный мешо­чек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых иг­рах ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и оваль­ной формы и др.). Особая роль в сенсорном воспитании детей принадле­жит природе. Так, в лесу, парке малыши учат­ся различать окраску осенней листвы: у березы она лимон­ного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-жел­того, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опада­ющих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зе­лени.

Таким образом, сенсорное воспитание – важнейшая задача умственного воспитания, решать которую нужно начинать в дошкольном возрасте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.