Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности педагогического процесса. Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности




 

Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности. Определение закономерностей педагогического процесса в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук.

Это обстоятельство является причиной того, что проблема закономерностей и принципов в педагогике до сих пор не имеет однозначного решения. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе — и принципов педагогического процесса.

Закон как философская категория есть внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обусловливающая их изменение. Закономерность — совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении какой-либо системы. В законах и закономерностях выражаются сущности явлений.

Понятие «принцип» означает основную идею, исходное требование или основное правило поведения, деятельности. Принципы есть субъективное выражение законов и закономерностей и формулируются на их основе. Если принцип — это обобщенное положение, распространяющееся на все явления данной группы, то правило — обобщение большинства, но не всех случаев. Правила носят обычно эмпирический характер и выводятся из опыта. Научно обоснованные эмпирические правила могут быть сформулированы как принципы.

Закономерность педагогического процесса (обучения и воспитания) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование.Обычно выделяют две группы закономерностей (рис. 25).

Рис. 25. Закономерности педагогического процесса

 

Ученые-педагоги (И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. В. Сериков) в качестве основных педагогических закономерностей выделяют следующие зависимости:

r Обусловленность целей и содержания образования социокультурными факторами.

r Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников в образовательном процессе есть закономерное отношение, так как без него невозможно существование самого образовательного процесса.

r Содержание педагогического процесса детерминировано его ценностно-целевыми приоритетами. Цель педагогического процесса обусловливает его содержание.

r Единство содержательного и процессуального аспектов педагогического процесса. Например, для освоения определенного содержания педагогического процесса необходим соответствующий педагогический инструментарий (методы, формы, технологии). И наоборот, методы, формы, технологии педагогического процесса обусловлены его целью и содержанием.

r Качество педагогического процесса (соответствие результатов заявленным целям) закономерно зависит от комплекса педагогических средств: содержания, методов, форм, технологий.

r Качество и эффективность («ресурсозатратность») педагогического процесса зависит от объективных (материально-технических, психологических, педагогических) и субъективных (профессионально-педагогическая культура; мотивация педагога и воспитанников; степень развития когнитивных, творческих, коммуникативных, рефлексивных и иных способностей) условий его осуществления.

Эти закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными. Так как в область педагогического процесса попадают социальные, экономические, культурологические, психологические, духовные, физиологические и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие закономерности педагогического процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.