КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метапринципы педагогического процесса
Принципы педагогического процесса и правила их реализации
На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса — общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я. А. Коменский, И. Ф. Песталоцци, А. Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин и другие. В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (табл. 4). Таблица 4
В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса (табл. 5).
Таблица 5 Принципы педагогического процесса
Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.
Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы). Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока хорошо не усвоен предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Приведем примеры правил воспитания (по О. С. Газману):
r Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. r Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий. r Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. r Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. r Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее. r Умей признать свою ошибку. Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе. 2. Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение? 3. Изобразите схематически структуру педагогического процесса. 4. Какие функции реализуются в педагогическом процессе? 5. Приведите примеры противоречий — движущих сил педагогического процесса — и объясните механизм их воздействия на развитие личности. 6. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером? 7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущностной характеристикой педагогического процесса. 8. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». 9. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса? Определите эти понятия. 10. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса. 11. Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса. Рекомендуемая литература 1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — С. 60—63; 68—76; 80—89. 2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 193—207. 3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 431—436; 440—466. 4.Пуйман С. А. Педагогика. Основные положения курса. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — С. 75—83. 5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: изд. центр «Академия», 2002. — С. 165—184; 290—299. — Гл. 9. 6. Смирнов В. И. Общая педагогика: учеб. пособие. — М.: Логос, 2002. — С. 243—249. 7. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. — М.: Совершенство, 1998. — С. 120—139.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |