Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система Дьюи




Американец Джон Дьюи (1859–1952) основоположник педоцентристской системы, в которой процесс обучения строился исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Основные работы: «Школа будущего», «Демократия и образование», «Учителя как граждане», «Кризис в образовании» и другие. Цель обучения - развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений ребенка. Главное место в педагогическом процессе отводится труду, деятельности детей, проповедовал обучение «путем делания», где педагог выступает как консультант. Дьюи исключил из образования систематическое сообщение знаний в определенной последовательности. Учеба должна была стать самостоятельной, естественной, для чего обучение нужно было строить как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так:

· ощущение трудности в процессе деятельности,

· формулировка проблемы и сути затруднения,

· выдвижение и проверка гипотезы по решению проблемы,

· выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием.

Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Этот подход повлек за собой изменения в содержании, методах и организационных формах обучения. Один из реформаторов В.Лай выделял в процессе обучения три этапа: восприятие, переработку, выражение. Особое значение он придавал «выражению», понимая под этим разнообразную деятельность детей на основе знаний: сочинения, рисунки, театр, практические работы. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умению решать проблемы, позволяет всесторонне развивать учащихся, делает процесс учения интересным. Однако переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами, ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, требует больших затрат времени. Кроме этого, педагог оттесняется на второй план, что ведет к снижению уровня обучения. Таким образом, педоцентризм является направлением в педагогике, которое разрабатывает проблемы обучения и воспитания, исходя исключительно из особенностей ребенка, основное кредо Дьюи и его последователей: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

Широко известны авторские педагогические системы: А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, М.Монтесори, С.Френе, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковского и других. В современных системах обучения все добытое предшествующими поколениями педагогов не отрицается, а изменяя методологическую основу, сущность обучения, подходы к определению содержания обучения, создаются современные, более совершенные системы обучения и воспитания.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение дидактической системы обучения.

2. Какое понятие шире: дидактическая система или инновационная система?

3. Назовите основные особенности системы Гербарта.

4. Назовите основные особенности системы Дьюи.

5. Какие авторские педагогические системы вам известны и каковы их отличительные признаки?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.