Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8. Диагностика процесса и результатов обучения




Тема 2.6 Диагностика процесса и результатов обучения

План:

1. Обратная связь в обучении.

2. Проверка, контроль, оценка. Выставление отметки.

3. Учебная успешность.

4. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.

5. Основные принципы контроля.

6. Виды контроля и оценки (диагностики) требований, предъявляемых к оценке знаний.

7. Оценка и отметка как результаты обучения.

8. Педагогический тест.

9. Диагностика.

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от ученика к преподавателю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для преподавателя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Обратная связь позволяет учащимся видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Самоанализ своей учебной деятельности называется внутренней обратной связью.

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения. Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых. Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью сти­мулировать повышение качества учебной работы учащихся. Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Очень важным явлением в педагогической диагностике являет­ся учебная успешность. Учебная успешностьучитывает не только уровень овладения знаниями, развитие умений и навыков, но и показатели развития, что довольно трудно определить как эталон. На практике проверку и оценку сводят, к сожалению, к диагностике ЗУНов. Но необходимо учитывать степень личного продвижения, т. е. успехи конкретного ученика по отношению к уровню его достижений на предшествующем этапе обучения. Важнейшим интегративным показателем успешности обучения выступает обучаемость(не путать с обученностью!), или способность к дальнейшему обучению.

Стратегия диагностики содержит также требование всесторонности проверки результатов обученияв когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах.

В когнитивной сферевыявляется уровень овладения знаниями в соответствии с уровнями овладения материалом. В отечественной дидактике выделяют уровни узнавания, понимания, усвоения, овладения как в отношении типовых, так и творческих действий.

В психологической сферепроверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях. Очень важным является понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию) и способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих и др.).

В социальной сфередиагностируются степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе и способность к адаптации в изменяющейся социальной среде.

Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения: образовательной, стимулирующей, аналитико-корректирующей, воспитывающей и развивающей, контрольной.

Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача – активизировать работу по усвоению учебного материала.

Стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить уве­ренность в достижимости новых целей.

Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности.

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования, других социально ценных способностей и черт характера.

Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Выделяют три основных принципа контроля: воспитывающий принцип – активизирует творческое и сознательное отношение учащихся к учебе; систематичность – упорядочивает процесс обучения; всесторонность – охват всех основных разделов и тем предмета.

Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики): предваряющий, текущий, периодический и итоговый.

Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся в новых коллективах, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.

Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных.

Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание звеньев образования). Его формы - зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, ЕГЭ, экзамены.

Осуществляя все формы диагностики результатов обучения, педагогу нужно руководствоваться выработанными на основе опыта дидактическими требованиями и правилами.

Среди важнейших требований, предъявляемых к оценке знаний:

• объективность:оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке:

• субъективность:гуманистический подход, учет реальных возможностей, здоровья учащихся, стимулирующий, а не дезорганизирующий эффект оценивания;

• систематичность: зависит от возраста учащихся, так как текущий контроль играет тем большую роль, чем младше учащиеся, по мере их взросления уместен больший акцент на периодический и итоговый виды контроля;

• открытость(гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки, для чего нередко требуется особая аргументация;

• действенность,которая может выражаться в советах, указаниях о том, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше.

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка – способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков обучающихся целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Отметка – численный аналог оценки. Абсолютизация отметки ведет к формализму и безопасности по отношению к результатам обучения. Критерии выставления отметки указаны в частных методиках.

Наиболее распространенное средство педагогического измерения – педагогический тест, составляется из заданий, подобранных для определенных целей, отобранных на основе научных приемов. Существует ряд требований к тесту организационного характера:

· тестирование осуществляется через программированный контроль, без преимуществ одних учащихся перед другими, в одинаковых условиях;

· оценка результатов производится по заранее разработанной шкале;

· применяются необходимые меры, предотвращающие искажение результатов и утечку информации о содержании тестов.

При проведении тестирования учитываются три категории качества теста: надежность, валидность, объективность. Надежность – определение степени погрешностей в педагогической оценке. Валидность – соответствие форм и методов контроля цели данного контроля. Объективность – критерий, сочетающий в себе надежность, валидность и ряд аспектов психологического, педагогического, этического, ценностного характера.

Как правило, контроль диагностирует уровень обученности. Диагностика же может охватывать как предваряющий уровень обученности, так и уровень обучаемости (способности к научению). Основными показателями развития этого качества личности могут служить: фонд действенных знаний (тезаурус); потенциальные возможности обучаемого; темп продвижения в освоении нового материала.

Тезаурус — законы, правила, алгоритмы и иные формы зна­ния, которые ученик может использовать в своей деятельности.

Потенциальные возможности обучаемого определяются его готовностью к умственному труду и практической работе, восприимчивостью к новым понятиям и действиям, обобщенностью знаний и умений, способностями к их переносу в новые ситуации и рядом других показателей.

Темп продвижения в освоении материала связан с умением выделить и усвоить опорные факты, понятия, логику, доказательства, со свойствами памяти. Он выражается в количестве необходимых повторений и в конечном счете - в затратах времени для выхода на определенный уровень овладения по сравнению со средним или эталонным.

Если уровень обученности и обучаемости высок, наблюдается оптимальный вариант успешности обучения.

Сравнительно высокий уровень обучаемости при низких показателях обученности свидетельствует о серьезных недоработках в организации обучения, о неиспользованных резервах для его улучшения.

Высокие показатели обученности при низком уровне обучаемости в практике редки и, скорее, свидетельствуют о стабильном прилежании, а часто и о непосильной перегрузке обучающегося.

Сочетание низкого уровня обученности и обучаемости. В этом случае необходимо выяснить прежде всего причины и факторы, следствием которых является низкий уровень обучаемости. Невысокий уровень обучаемости в сочетании с низким уровнем обученности, при диагностике определяется как неуспеваемость. Эта проблема общепедагогическая, психологическая и даже социальная. В каждом конкретном случае можно обнаружить чаще всего «букет» причин неуспеваемости. Ю. К. Бабанский рекомендует искать наиболее важный отрицательный первичный фактор и принимать комплексные меры педагогической коррекции и компенсации.

Контрольные вопросы по теме:

1. Как в педагогике понимают об­ратную связь в обучении?

2. расскажите о понятиях: проверка, контроль, оценка.

3. Насколько важно в педагогике понимание учебной успешности? Более важно данное качество для учащегося или педагога?

4. Перечислите основные функции проверки и оценки результатов обучения.

5. Каковы основные принципы контроля?

6. Расскажите об оценке и отметке как результатах обучения.

 

Раздел 3 Основы педагогического проектирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.