Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 12. Понятия управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием




Тема 5.1 Понятие управления. Педагогический менеджмент. Принципы и функции управления образовательными процессами

Воспитание как целостная система.

При определении любой социальной системы (а воспитательная система является подсистемой широкой государственной системы воспитания), главным является цель, ради которой данная система создана. На достижение цели и ее реализацию направлен процесс взаимодействия подсистем управляющей и управляемой. Каждой социальной системе присущи нормы, направленные на ее сохранение, стимулы, побуждающие ее функционировать и совершенствоваться.

Ученые философы и педагоги выделили основные признаки целостной системы:

I. Система состоит из совокупности элементов.

II. Система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Ш. Система имеет в наличии определенный уровень целостности.

IV. Целостность связана с иерархичностью системы.

V. Между элементами системы существует субординационность связей, соподчиненность и подчиненность элементов, где существует особое место каждого элемента.

VI. В заимодействие системы с внешней средой.

VII. Целеустремленность как желаемый и запрограммированный результат или связь настоящего с будущим.

В системе образования встречаются две основные системы — дидактическая, которая охватывает учебную деятельность учащихся и педагогическую деятельность преподавателя и воспитательная система, которая способствует формированию мировоззрения ученика и его поведения. Эти две системы между собой взаимосвязаны и взаимозависимы, и в совокупности составляют систему учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение понятия: методы воспитания.

2. Опишите классификацию методов воспитания Г. И. Щукиной.

3. Вспомните функции методов организации деятельности и формирования опыта поведения.

4. Перечислите функции методов формирования сознания.

5. Раскройте содержание функций методов стимулирования.

6. Какие организационные формы воспитания вам известны?

7. А средства воспитания?

8. Какие элементы системы воспитания вам известны?

Раздел 5. Управление образовательными системами

План:

1. Управление. Управление образовательными системами.

2. Системный подход.

3. Процессы функционирования и процессы развития ОУ.

4. Государство - общественная система управления образованием.

5. Цель и целеполагание в управлении педагогическими системами. Планирование.

6. Регулирование и контроль в системе педагогического менеджмента.

7. Принципы управления педагогическими системами.

8. Функции управления образовательными системами. ОУ как педагогическая система и объект управления.

9. Структура процесса педагогического управления.

Управление в педагогической литературе определяется как деятельность, направленная на обеспечение становления, функционирования и развития образовательного учреждения.

Понятия «управление» и «руководство» нетождественны. Первое понятие шире: руководство составляет одну из функций управления, совокупность действий, обеспечивающих эффективность, благоприятные условия деятельности субъекта.

Управление образовательными системами является отраслью педагогики, предметом которой выступают вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.

Образовательная система – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их ОУ различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Система определяется как совокупность элементов, системы делят на материальные и абстрактные, особый класс материальных систем образуют социальные системы (основным элементом социальной системы являются люди). Характер системы образования определяется: социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческим и национальными особенностями.

Подход, при котором любая система (объект, явление, процесс) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих внутренние и внешние связи, называется системным. Различные аспекты системного подхода изучены В. Г. Афанасьевым, В. И. Блаубергом, М. С. Каганом, Ю. М. Конаржевским, В. Н. Садовским, Г. Н. Сериковым, В. П. Симоновым, Э. Г. Юдиным и др.

В основе исходных позиций системного подхода лежат идеи целостности, сложной организованности объекта, его открытости, внутренней активности и динамизма.

При управлении системами необходимо различать процессы функционирования и процессы развития. Функционирование - воспроизводство существующих взаимосвязей и отношений между элементами, сохранение основных качеств и характеристик системы при изменении внешних и внутренних условий. Развитие - перестройка элементов и связей системы, приобретение его новых качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.