Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные процессы в образовании




Дистанционное обучение.

Дистанционной формой обучение называется получение образовательных услуг без посещения вуза, с помощью использования современных информационно-образовательных технологий и средств телекоммуникации (электронная почта, телевидение и Интернет).

В силу того, что дистанционное обучение предполагает, как правило, владение обучающимися современными компьютерными технологиями и высокую познавательную мотивацию, дистанционное обучение используется в высшей школе и в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение интенсивно развивается, укрепляя позицию на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить образование всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В последние годы все большее значение приобретает новая область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития школы, новую практику образования. Слово «инновация» (от латинского inovatis (in - в, novus - новый) в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения субъектов образовательного процесса. Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной (свойственной, присущей) характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одного учебного заведения, одного педагога, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например, новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому педагогу нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность.

К основным функциям инновационной деятельности преподавателя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности учащегося), изменение в содержании образования (новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.

В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются новшества. Вторым общим критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим - широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым - основу, на которой проявляются, возникают новшества. По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить следующие инновации: 1) в содержании образования, 2) в технологии, 3) в организации, 4) в системе и управлении, 5) в образовательной экологии. В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на: а) систематические, плановые, заранее задуманные; б) стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; б) частичных, малых, мелких и т.п. Новшества в образовательной экологии относятся к архитектуре образовательных объектов, их комплексов, местоположению и социальному окружению.

Критерии и показатели инновационности нововведений. Подлинно инновационными признаются идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого, общественного развития. Они предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов. Критериями педагогических новшеств являются:

· новизна (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, разной степени известности, разной области применения);

· оптимальность (достижение высоких результатов обучения и воспитания при минимальных затратах сил, времени и других ресурсов);

· результативность (устойчивость положительных результатов, их измеримость, фиксируемость, однозначность понимания и т. п.);

· возможность творческого применения базовых идей и технологий инновации в деятельности учителей школ всех типов (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов).

Соответствия инновационных идей данным критериям недостаточно для их эффективной реализации, следует соблюдать ряд параметрических условий:

актуальность нововведения для учебного заведения, общества, образовательной политики государства и региона, её привлекательность для коллектива; соответствие внедряемой идеи общей идее развития учебного заведения; методическая разработанность идеи; возможности потенциальных участков освоения новшества; баланс интересов разных групп преподавателей по отношению к внедряемому новшеству; устойчивость к возможному сопротивлению, пути нейтрализации сопротивления; нормативно-правовая, финансовая и материально-техническая обеспеченность внедрения новшества; наличие благоприятных организационных условий.

Субъекты инновационной деятельности и повышение новаторства учителей. В немалой мере успех инновации зависит от деятельности субъектов. К. Роджерс всех субъектов - реализаторов новшества, разделил на четыре группы: новаторы, ранние реализаторы, предварительное большинство, позднее большинство, колеблющиеся. При этом генераторами знаний являются субъекты первой группы (новаторы), а остальные - имитаторы (субъекты внедрения новшеств).

Факторы, влияющие на повышение уровня новаторства учителей:

· характер и ценности общества и общественный климат в коллективе;

· цель новшества;

· задачи УЗ;

· методика внедрения новшества;

· мотивация педагогов;

· расстояние во времени;

· неопределённость и риск; другие.

Способами и формами овладения инновационными умениями могут стать:

1)обобщение и распространение передового педагогического опыта (Школа передового опыта);

2)внедрение достижений педагогической науки в практику;

3)специально организованное обучение преподавателей и руководителей УЗ способам и приёмам реализации научных рекомендаций в практической деятельности;

4)методическая и консультативная помощь (поддержка) преподавателям со стороны учёных (специалистов);

5)организация деятельности проблемных (инновационных) групп, лабораторий; другие.

Под педагогической инновацией следует понимать образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции концепцией процесса становления личности обучаемого и воспитуемого, с иным взглядом и подходом к педагогическому процессу. Исходя из этого, инновационным признаётся образовательное учреждение, в деятельности которого прослеживаются следующие черты:

а) разрабатывается и реализуется иная, чем в массовой школе, модель устройства жизни;

б) разрабатывается принципиально отличное от традиционного содержание образования, включая освоение умений и средств самосознания, саморегуляции, самообразования, самоопределения;

в) ведётся поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт личности учителя, личной ответственности за содержание и результаты своего труда.

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем состоят различения технологии и методики?

2. Как видит различия в понятиях технологии и методики В. И. Загвязинский?

3. Какие технологии называют традиционными? Нетрадиционными?

4. Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения.

5. Каковы признаки обучающих технологий и показатели их реализации?

6. Назовите наиболее известные концепции развивающего обучения.

7. Опишите современные концепции развивающего обучения.

8. Что понимают под педагогической инноватикой.

9. Дайте определение педагогической инновации.

10. Каковы основные функции инновационной деятельности преподавателя?

11. Каковы критерии классификации инноваций?

12. Выделите критерии и показатели инновационности нововведений.

13. Каковы субъекты инновационной деятельности и повышение новаторства учителей?

14. Перечислите факторы, влияющие на повышение уровня новаторства учителей.

Раздел 6 Введение в педагогическую деятельность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.