Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 13. Понятие образовательной технологии. Концепции развивающего обучения. Инновационные процессы в образовании




Тема 5.2 Инновационные процессы в образовании

Структура процесса педагогического управления.

Информационные процессы - средство (источник) воздействия в ходе управления обучением. Информационные процессы делят:

А) рассеянные

Б) направленные.

В рассеянном информационном процессе информация из источника направляется ко всем учащимся сразу без учета того, принимают они ее или нет.

В направленном информационном процессе информация из источника направляется по строго определенному единичному адресу с учетом особенностей и возможностей данного конкретного учащегося.

Виды управления познавательной деятельностью: «вручную» и «автоматически». Под управлением «вручную» понимается осуществление всех информационных процессов, а также алгоритма управления самим преподавателем. «Автоматическим» управлением называется такое, в котором эти функции в основном отнесены к компетенции искусственных (технических) управляющих устройств.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение понятию управление.

2. Каковы особенности управление образовательными системами?

3. Что понимают под системным подходом?

4. Назовите процессы функционирования и процессы развития ОУ.

5. Каковы цель и целеполагание в управлении педагогическими системами?

6. Объясните, что понимают под планированием, регулированием и контролем в системе педагогического менеджмента.

7. Назовите принципы управления педагогическими системами.

8. Перечислите функции управления образовательными системами.

План:

1. Реализация образовательных концепций и систем.

2. Различения технологии и методики.

3. Взгляды В.И. Загвязинского на вопрос.

4. Технологии традиционные и нетрадиционные.

5. Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения.

6. Признаки обучающих технологий и показатели их реализации.

7. Концепции развивающего обучения.

8. Современная концепция развивающего обучения.

9. Проблемное и эвристическое обучение.

10. Концепция многомерной инструментализации процесса обучения.

11. Педагогическая инноватика. Педагогическая инновация.

12. Основные функции инновационной деятельности преподавателя.

13. Критерии классификации инноваций.

14. Критерии и показатели инновационности нововведений.

15. Субъекты инновационной деятельности и повышение новаторства учителей.

16. Факторы, влияющие на повышение уровня новаторства учителей.

Образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий: если система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической; если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее называют технологией. Понятие «образовательная технология», несмотря на его широкую распространенность, достаточно условно. Те виды технологий, которые применяются в учебном процессе, точнее назвать обучающими (ОТ). Сам термин заимствован из производственной сферы и применяется в образовании условно.

Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной:

1. Одни ученые считают технологию формой реализации методики;

2. Другие полагают, что понятие тех­нологии шире, чем методика.

В.И. Загвязинский полагает, что: и технология, и методика обладают системностью (т. е. в их основе должна лежать система научных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (это, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, и не предполагает гарантированное достижение цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий: целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Это основное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Уровень развития инструментальности, может служить признаком, на основе которого в дидактической системе можно выявить степень ее приближения либо к технологии, либо к методике.

Технологии принято делить на традиционные и нетрадиционные (активного, интенсивного обучения). Для нетрадиционных технологий характерны: интенсивная подача материала, активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, постоянная внутренняя обратная связь (самоконтроль и самокоррекция), диалогичность, проблемность. Они вбирают и развивают многие черты эффективного традиционного обучения. Вот почему их лучше всего называть современными.

Одно из первых определений ПТ середины 50-х годов прошлого века относилось к программированному обучению - это научное описание педагогического процесса (совокупность средств и методов), неизбежно ведущего к запланированному результату. Технологияпрограммированного обучения была построена на основе теории бихевиоризма, когда учебная деятельность была организована по принципу: стимул (S) - реакция (R) - подкрепление (Р).

С середины 70-х годов большое количество определений ПТ связано с понятием оптимизации: ПТ - это изучение, разработка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники (ТСО, педагогическая квалиметрия, теория управления). Технология обучения определилась как область знаний, связанная с системой предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения.

Сегодня предмет педагогической технологии определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения.

Современный этап развития образования определяют как переход от традиционных массовых средств информации (книги, кинофильмы, телевидение) к новым информационным технологиям (компьютеризированные системы хранения информации, лазерные каналы связи, микроэлектронные устройства и т. д.).

Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения - это системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. Важным атрибутом педагогических технологий является измеримость и воспроизводимость результатов. В технологизированных системах не декларируется нечто, если его нельзя измерить и воспроизвести на практике.

Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, приводит к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» учителя. Если ход обучения разбивается на полностью воспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале учитель исполняет лишь роль организатора и консультанта учащихся по работе с уже составленными материалами. Учитель при этом рассматривается как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта, причем, по мнению некоторых западных педагогов-технологов, его личность, культура и квалификация не играют особой роли. Это - крайнее выражение «технократического мышления», которое может нанести обучению серьезный ущерб, привести к его дегуманизации.

Попытаемся отразить обобщенно важнейшие признаки образовательных (обучающих) технологий и соответствующие показатели их реализации.

Признаки обучающих технологий и показатели их реализации:

· Системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса). Показатели реализации: наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений);

· Воспроизводимость и гарантированность результата. Показатели реализации: наличие диагностических целей; наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам;

· Система обратной связи. Показатели реализации: наличие системы контрольных заданий, адекватных целям; наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.