Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее и различное в идеалах и практике афинской и спартанской систем воспитания 2 страница




 

Автопсия– по учению язычников, такое состояние души, когда человек сообщается с божеством.

 

Автопраксия– практическое осуществление.

 

Автохресия– применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах.

 

Автолексия– умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда.

 

Элементарная школа– самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом.

 


 

Тема 10. Школа и педагогика России в XVII– XIX вв.

1. Как представлялась новая идеология образования и воспитания впроектах:

Автор Его взгляды
Ф. Салтыков Рекомендовал в каждом городе учесть всех мастеровых людей, промышленников и отдавать им в учение на семь лет детей желающих. Предложил организовать женские школы. Он выделил специфические, на его взгляд, женские науки, которым следовало учить девочек: «для домоводства», «для изящества в языках.
Н.В. Татищев Одним из первых организаторов народной школы и профессионального обучения. Им была предложена система школьного образования, которой должна руководить коллегия, «центральное ведомство по заведованию училищами». Он считал необходимым создать начальные школы как основу образования, а в крупных городах учредить мужские и женские семинарии. Своеобразно подошел В.Н. Татищев к пониманию проблем воспитания. Он выделял несколько «возрастов жизни»: младенчество (от рождения до 12 лет), юношество (от 12 до 25 лет), мужество (от 25 до 50 лет), старость (от 50 лет и старше). В соответствии с этим предлагалось заниматься воспитанием.
Ф. Прокопович В 1721 г. он издал «Духовный регламент», где обосновал организацию духовных школ и показал значение учения для развития производительных сил страны. Ф. Прокопович обозначил основные условия необходимые для достижения «учения доброго и основательного»: подбор учителей, отбор учеников (проверка памяти, остроумия), наличие учебной литературы, определенный режим учения. Он считал, что Академия должна гордиться не количеством обучающихся, а наличием «остроумных и добрых учащихся».
И.Т. Посошков Он предложил во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В них следовало принимать десятилетних детей «дьяконовых, поповых, дьячковых, пономарских». В процессе обучения рекомендовалось следить за успехами каждого, изучать индивидуальные особенности. Заботясь о просвещении, И. Посошков высказал мысль о создании учебных книг, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно.
Г.В. Лейбниц План Лейбница носил отчетливо практическую направленность (на первом месте стояли физико-математические науки). Главным его отличием было положение об обучении на основе энциклопедических программ.

 

2. Покажите суть школьных проектов екатерининской эпохи:

Автор Проект
Екатерина II Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.
Н.И. Новиков Свои педагогические взгляды Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Он определял в воспитании несколько главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Подобное воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина. Новиков говорил о том, что Россия нуждается в общедоступном образовании.
А.Н. Радищев Настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании “сынов отечества”. Он требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.
И.И. Бецкой Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и уставы, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764) и «Краткое наставление... о воспитании детей», где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания «идеальных дворян». По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772).
Ф.Г. Дильтей Профессор Московского университета Ф.Г. Дильтей также составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей («рабские» или «дядские» школы). Предусматривалось создать две «дядские школы» – в Москве и Петербурге, более 20 «тривиальных школ» для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.
Ф.И. Янкович «Устав народным училищам Российской империи» (1786). «Устав...» провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага. В документе утверждалось, что воспитание следует начинать с «малолетства», чтобы «семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили». Составители «Устава...» положительно решили чрезвычайно важный вопрос о преподавании на «природном», т.е. русском, языке. Согласно «Уставу...» 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям. «Устав...» утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала следовало вести «вопрошение». Для учеников устанавливалось правило: тот, кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. В школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников. Были установлены определенные сроки начала и окончания занятий.
3. Дайте педагогические портреты представителей педагогической мысли второй половины ХIX в.   Д.И. Писарев– Н.Г. Чернышевский–   Н.А. Добролюбов–   Н.И. Пирогов–   К.Д. Ушинский–   В.И. Водовозов–   Л.Н. Толстой–      
     

4. Дайте определения:


Университетский устав– правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университете.

 

Классическая гимназия– там, где изучают один или несколько древних языков.

 

Прогимназия– общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии.

 

Уездный школьный совет– осуществлял руководство земскими училищами, которые были подведомственными Министерству народного просвещения.

 

Губернский школьный совет– разрешал открытия новых школ, закрытия учебных заведений, назначения, оплаты и увольнения учителей.

 

Реальная гимназия–гимназия без изучения древних языков.

 

Принцип народности– принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания; врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного (хозяйственного, духовного) опыта старшими младшим.

 

Педагогическая антропология– средоточие высокой культуры, знания человека о самом себе.


 

Раздел IV. История школы и педагогики в Новейшее время.

Тема 11. Зарубежная школа и педагогика в XX в.

1. Сравните педагогические течения в западной педагогике.

Течение в педагогике Представители Идеи
Социальная педагогика К. Магер, П. Наторп (20-е годы), Е. Борнеманн, Ф. Шлипер (60-е годы), Д. Пегелер (80-е годы), А. Дистервега (40-50-е годы XIX в.), Г. Ноль, Г. Боймер (20-30-е годы XX в.), К. Молленгауэра (50-е годы) и др. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача которой – воспитание в молодежи начал солидарности и общественности. Е. Борнеманна, который рассматривает социальную педагогику как науку, объединяющую лечебную педагогику, экономическую педагогику и др. Г. Ноль - его идеи нашли отражение в принятом в 1922 г. законе о благотворительной деятельности молодежи – это был первый государственный документ в Германии, который регулировал воспитание молодежи вне школы.
Экзистенциалистская педагогика Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. брейзах, М. Марсель, Т. Морита и мног не другие. Центром воспитательного воздействия они считают подсознание, настроения, чувства, импульсы, интуиция человека. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. Воспитателю педагогика экзистенциализма отводит весьма своеобразную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ребенку обрести устойчивую ``внутреннюю нравственность'', обучая искусству смотреть только в себя.
Педагогика духовно–исторической рекапитуляции В. Дильтей — Германия, Ф. Бюиссон (1841 — 1932) — Франция и др. Идея понималась как повторение в индивидуальном развитии каждого человека истории культурно-психологической эволюции человечества в целом.
Фашистская педагогика Э. Крик, А. Боймлер, Г. Гюнтер и др. Ее идеологи пытались обосновать расово-биологическую теорию воспитания, имеющую целью утвердить "избранность" и "превосходство" немецкой расы, проповедовали непререкаемый авторитаризм воспитания.
Реформаторская педагогика Овид Декроли, С. Берт, Дж. Адаме, Дж. Адамсон. Декроли — писал в этой связи, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком собственного "Я", познанию среды обитания, где ему предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания. Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей.
Экспериментальная педагогика А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др. Выдвинули на первый план психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить. А. Лай утверждал, что детские интересы формируются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Экспериментальная педагогика выдвинула теорию врожденной умственной одаренности.
Прагматическая педагогика Лидер Джон Дьюи, Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др. Можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр. Представители прагматической педагогики рассматривали воспитание как непрерывную реконструкцию личного опыта детей в опоре на врожденные интересы и потребности, Они разработали метод учения посредством делания.
Функциональная педагогика Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе и др. Настаивали на внимании воспитателя к ребенку, детской игре как эффективному способу воспитания. Они считали необходимым отказаться от ориентации на "среднего ребенка", опираться в воспитании на интересы каждого школьника.
Трудовая педагогика Г. Кершенштей, Э. Шенкендорф, Д. Дьюи. Джон Дьюи рассматривал трудовое обучение и воспитание в школе не как профессиональную подготовку, а прежде всего как условие общего развития. Представители нового воспитания считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников.

Тема 12. Школа и педагогика России в конце XIX – начале XX вв.

1. Перечислите главные изменения происходившие в школе и педагогике на рубеже XIX–XX вв.

 

 

2. Проанализируйте педагогические идеи.
В.В. Розанов    
П.Ф. Каптерев  
В.М. Бехтерев  
П.Ф. Лесгафт  
К.Н. Венцель  
Н. В. Чехов    

 

3. Раскройте понятия:


Всеобщее начальное образование– Второй целью в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия ООН, является обеспечение всеобщего начального образования, а именно, «обеспечить, чтобы к 2015 году, у детей во всем мире, как у мальчиков, так у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование».

Высшее начальное училище– общеобразовательные заведения Российской империи, промежуточные между начальными и средними.

 

Дом свободного ребенка– школа экспериментального типа для детей от 5 до

10 лет;

 

Сеттльмент– уникальная форма благотворительности, это движение подготовило почву для возникновения профессиональной социальной работы и стало одной из ступеней в ее развитии.

 

Экспериментальное учебно-воспитательное учреждение– школы, реализующие новую педагогическую концепцию; базовые школы научно-исследовательских центров; образцовые, школы; опытные школы, осуществлявшие отдельные оригинальные педагогические идеи.

 

Проф. тех. обучение– форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в

профессонально-технических учебных заведениях.

 

Ремесленное училище– ремесленные классы и учебные мастерские, готовившие рабочих-ремесленников, способных к осмысленной работе в данном производстве.

 

Эволюционная педагогика– педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens.

 

Свободное воспитание – направление в педагогике 2-й половины 19 - начала 20 вв., отрицавшеенеобходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченноесаморазвитие ребенка.

 

Педология– направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.

 


 

Тема 13. Школа и педагогика советского периода

1. Охарактеризуйте различия в развитии школы в 20-е и 30-е гг.
20-е годы В 20-е годы в дискуссиях о судьбе образования отстаивалась идея единой школы, причем, хорошо аргументировалась мысль, что последняя не отрицает, а предполагает разнообразие в обучении.
30-е годы В начале 30-х годов уже не было никаких дискуссий. Во всех ступенях российского образования провели серьезную реформу, в результате которой все дети соответствующего возраста смогли бесплатно учиться, в т.ч. и на родном языке в национальных окраинах. Было построено более 30 тыс. школьных зданий, вдвое увеличилось количество педагогических учебных заведений для подготовки учителей. К концу второй пятилетки (1937 г.) в целом по стране было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию.

 

2. Заполните таблицу. Школьная политика в СССР в 1940 – 1980-х гг.

Проблемы Приоритеты
   

3. Проанализируйте главные педагогические идеи.

П.П. Блонский С.Т. Шацкий А.С. Макаренко
Идея развития (необходимость рассматривать детскую психику как результат эволюции) и целостный подход к изучению ребенка. В книге «Психологические очерки» (1927) он выдвинул оригинальную идею о происхождении и развитии психической жизни, трактуя ее как ряд разных уровней психической деятельности, начиная от сна (примитивного психического состояния) до высших интеллектуальных функций. Внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством педагога были разработаны методы педагогического исследования - социально - педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.     Идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал. В педагогической теории получила развитие идея А.С. Макаренко о том, что логика отношений учителя и учащихся в школе вытекает из самой сути общественного строя.

 

4. Раскройте понятия:


Трудовая школа–направление в педагогической теории и практике педагогики конца XIX — первой половины XX веков.

 

Наркомпрос– государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

 

СибОНО– Сибирское отделение народного образования.

 

Комплексная программа– система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и меступроведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы.

 

СПТУ– сельское, сельскохозяйственное, среднее или специальное профессионально-техническое училище.

 

Индустриальная педагогика– профессионально устремленная личность как разновидность общечеловеческого типа трудовой личности.

 

Педагогика параллельного действия– требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.

 

Коллектив– группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели.

 


 

Тема 14. Школа и педагогика России в конце XX в.

1. Охарактеризуйте школьную систему современной России. В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде: 1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей). 2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы. 3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании. 4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым. 5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.