Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.5. Воспитание в целостном педагогическом процессе




Семинарское занятие

Лекция

План

1. Формирование личности в коллективе как педагогическая проблема.

2. Учебно-воспитательный коллектив: сущность, функции, структура, типы, этапы, уровни, основные условия развития коллектива.

Тема: Теории воспитания личности в коллективе в отечественной педагогике

План

1. Теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко.

2. Теория поэтапного развития коллектива как группы.

Методические указания: в ходе подготовки к семинару формируются две микрогруппы, каждая из которых работает с педагогической литературой и готовит выступление по одному из предложенных теоретических вопросов. По первому вопросу необходимо раскрыть сущность закона развития коллектива, принципы и этапы развития коллектива, признаки его сформированности. По второму вопросу обратить внимание на уровни и этапы развития группы в коллективе и зоны влияния коллектива на личность. Для выполнения задания 2 на личностное самоопределение формируется третья микрогруппа, которая проводит миниисследование. В ходе семинара знакомит с его результатами, дает описание и обоснование методов, которые использовала в своем исследовании.

 

Задания по теме на личностное самоопределение

1. Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров в своей книге «Не подняться тебе, старик» писал: «Тем и страшен Макаренко, - отвечал я спокойно, - страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа – завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание – буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам.! Макаренковщина исчерпала себя!».1

Как вы относитесь к такой позиции? При аргументации позиции сторонника коллективного воспитания или его оппонента выделите две позиции: 1) позиция личности как члена коллектива; 2) позиция педагога и психолога.

2. В соответствии с предложенными выше признаками коллектива проанализируйте вашу учебную группу и определите, на каком уровне развития она находиться. Какая модель взаимоотношений между коллективом и личностью характерна вашей группе?

 

В рамках теории целостного педагогического процесса воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. В данном случае деятельность педагогов называется воспитательной работой. В зависимости от различной ее направленности в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, физическое, трудовое. По стилю отношений между участниками педагогического процесса различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

По философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание. По целям и задачам воспитание в педагогическом процессе авторы данной теории определяют как гуманистическое, которое направлено на гармоническое развитие личности и гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Гармоническое развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.

Содержание гуманистического воспитания составляет формирование базовой культуры личности как формирование ее мировоззрения, гражданственности, нравственности, трудолюбия, эстетической и физической культуры. Общественные нормы, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально, поэтому авторами данной теории воспитание рассматривается как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей (2).

Базовая культура личности – это уровень сформированности мировоззрения, гражданственности, нравственности, трудолюбия, эстетической и физической культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.