Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных категории социальной психологии




ТЕМА 7. Введение в социальную психологию

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Можно ли сказать, что мое самосознание это то, что думают обо мне
другие? Почему?

2. Что общего и различного в сознании и самосознании?

3. Как самооценка способна определять достижения личности?

4. Как вы думаете, что имел ввиду В. Келер, когда говорил следующее:
«Однажды я пытался убедить бихевиорис га в том. что он уходит от многих
проблем и фактов, если, говоря о самце птицы, называет его "стимулом"»?

5. Почему с помощью описания поведения невозможно представить полную
картин}' психологической жизни?

6. Как можно изменить психологию человека, считающего себя неудачником?

7. Является ли половое влечение основным инстинктом?

8. Как вы думаете, почему для большинства людей сказать «Я голоден» (или
«Я хочу спать») намного легче, чем признаться в своей сексуальной
неудовлетворенности?

9. Какую роль в вашей жизни играет интеллектуальная сфера? Принадлежит
ли ей ведущая роль?

10.Практически все психологи-когнитивисты полагают, что определенные мысли человека приводят к определенным последствиям (эмоциональным, поведенческим). А может ли быть так, что определенные эмоции или определенное поведение вызывает определенный характер мыслей?

11.Если «автоматические мысли» относятся к бессознательной сфере, то может ли человек управлять ими произвольно?

12.Закономерно ли, на ваш взгляд, существование многих направлений в психологии? Чем определяется популярность каждого из них?

13.Каким психологическим концепциям присущи следующие подходы к человеку: «человек познающий», «человек реагирующий», «человек нуждающийся, конфликтный», «человек гармоничный»?

14.Почему далеко не каждый человек становится самоактуализирующейся личностью?

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психологические характеристики социальных групп; психология личности (проблемы социальной установки, социализации); практические приложения социальной психологии.

К основным категориям социальной психологии относятся.

Группа - относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и правилами поведения. Принадлежность к группе составляет необходимое условие формирования личности. В различных группах личность играет различные роли.

Общение — установление и развитие контактов между людьми, порожденное необходимостью в совместной деятельности. Характеристики общения определяют качество психологической жизни человека.

Социальная роль - относительно постоянная система поступков, являющаяся нормой поведения для индивида, занимающего определенную социальную позицию. С понятием социальной роли связана проблема социализации и индивидуализации личности, проблема свободы и зависимости. Человек неизменно оказывается перед дилеммой: служить своим собственным интересам или учитывать интересы группы, к которой он принадлежит.

Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание -организованная социализация. Стихийная социализация - события жизненного пути, разного рода воздействия на личность, происходящие вне воспитания. Механизмами социализации являются имитация, копирование, подражание, идентификация.

Социальная установка - готовность, предрасположенность личности воспринимать других людей определенным образом. Установка выполняет как положительные, так и отрицательные функции.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными,

7. 2. Социальные процессы и поведение человека.

Еще более ста лет назад американский психолог Уильям Джеймс сказал: «Мы не только общественные животные, любящие находится на виду у окружающих, мы еще от природы предрасположены добиваться, чтобы на нас обращали внимание, и внимание благосклонное, представители нашего вида. Невозможно придумать более дьявольское наказание, чем освободить человека от общества, так, чтобы в результате прочие члены общества абсолютно перестали его замечать». И действительно, выводы Джеймса снова и снова находят свое подтверждение в данных современных исследований, содержащих документальные свидетельства о боли, причиняемой одиночеством, и о его негативных последствиях. Существуют, например, убедительные доказательства того факта, что показатели смертности по практически любой из главных причин смерти существенно выше именно среди одиноких, неженатых, разведенных и овдовевших.

Потребность быть тесно связанным с окружающими является такой же базовой потребностью, как. любая биологическая потребность. Поведение человека уже с рождения предопределяется социальным окружением. Развивающийся ребенок, в поисках безопасности склонен культивировать и подчеркивать те черты своей личности, которые встречают одобрение окружающих, одновременно искореняя или отрицая те, которые встречают неодобрение. Исследования подростков показывают, что удовлетворительные отношения со сверстниками и самооценка - понятия неразделимые.

Итак, людям нужны люди: чтобы выжить, родившись, чтобы выживать потом, для социализации, для получения удовлетворения. Ни один - ни умирающий, ни отверженный, ни сильный мира сего -не может стать выше потребности в человеческих контактах.

О том, как влияют другие на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы.

Социальная фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Еще в 1897 году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю лучше, чем участники индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают. Ф Олпорт: «Работа в обществе других, хотя бы между ними и не было прямого контакта и общения, создает тем не менее воздействия тормозящего характера». Действительно, в ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Данное явление получило название социальной ингибиции. Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.

Социальное научение осуществляется посредством механизмов заражения, подражания, внушения, подкрепления (см. тему о методах психологии). Наше собственное обучение и. соответственно, развитие возможно исключительно благодаря другим людям. Т.е. обучение -процесс социальный. Чему учиться и как учиться - все это обусловлено ценностями социальной среды и способами передачи общественного опыта. В психологической практике распространенным является метод социального научения, осуществляемый в тренинговой работе. Группы тренинга умений предназначены для обучения приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Основными процедурами социального научения в таких группах выступают моделирование (предъявление образцов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цель), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые ^^частниками и руководителем группы).

Социальный контроль - система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения. Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов коллектива.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что изучает социальная психология?

2. Каковы основные категории социальной психологии? Дайте им определение.

3. Что такое социальная фасилитация?

4. Что такое социальное научение?

5. В чем сущность понятия «социальный контроль»?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.