Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 4




Глобальные тенденции мировой системы образования

В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

(из кн.: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – с. 131).


 

Вариант А.

 

Тема: РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Цель: Выяснить сущность процессов развития, воспитания и социализации личности.

 

Основные понятия темы: развитие, объективные и субъективные факторы развития личности, воспитание, самовоспитание, социализация, факторы и механизмы социализации.

Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Концепции развития личности 1. Проанализируйте подходы к развитию личности а) биологизаторов; б) социологизаторов; в) биосоциалов. 2. Как определяет личность Л.С. Выготский? 3. Какой фактор является ведущим в формированиии личности? Докажите.
2. Обучение и развитие личности 1. В чем суть проблемы соотношения обучения и развития? 2. Проанализируйте существующие точки зрения на соотношение обучения и развития: а) В. Штерна; б) Джеймса, Торндайка; в) Л.С. Выготского.
3. Воспитание и формирование личности 1. Проанализируйте подходы к определению понятия «воспитание»: а) когда личность является объектом педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, А.В. Мудрик и др.); б) субъектом педагогического процесса; в) субъектно-объектного отношения.
4. Социализация как социально-педагогическое явление 1. Проанализируйте подходы к определению понятия «социализация» в социальной, психологической и педагогической литературе. 2. Выделите общее и особенное в соотношении понятий:

 

    а) социализация и воспитание; б) социализация и развитие; в) социализация и формирование; г) социализация и образование. 3. Проанализируйте различные подходы к определению основных этапов социализации в психолого-педагогической литературе. 4. Охарактеризуйте механизмы социализации и факторы социализации. 5. Раскройте сущность понятия «социализированность».

Темы рефератов:

1. Воспитание в гуманистической педагогике.

2. Основные психологические теории развивающего обучения.

 

Вариант Б.

 

Тема: РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

Цель: Выяснить суть процессов обучения и воспитания в развитии личности, их структуру, механизмы.

 

Основные понятия темы: обучение, воспитание, развитие, самовоспитание.

Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Роль обучения в развитии личности 1. Подумайте над вопросом: а) обучение – это процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику? б) обучение – это широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся с целью развития личности? 2. Охарактеризуйте суть идеи Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии личности. 3. Раскройте точку зрения современной педагогики на соотношение обучения и развития личности. 4. Изложите суть концепции учебной деятельности В.В. Давыдова.
     

 

    5. Изучите функциональную модель учения Л.Д. Столяренко и охарактеризуйте её структуру. 6. Выделите основные компоненты статистической, функциональной моделей учения. 7. Подумайте, как влияют формы организации учебной деятельности на развитие учащихся?
2. Роль воспитания в развитии личности 1. Проанализируйте подходы к понятию «воспитание» Ю.К. Бабанского, А.В. Петровского, Н.Е. Ковалева. Что их объединяет? 2. Раскройте сущность гуманистического подхода к воспитанию. 3. Изучите «Концепцию воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» и изложите цель воспитания, приоритетные принципы и закономерности воспитания. 4. Что Вы понимаете под гуманизацией воспитательного процесса? 5. Подготовьте мини-сообщение о школе диалога – культур В.С. Библера.
3. Самовоспитание как способ саморазвития личности 1. Определите сущность понятия «самовоспитание». 2. Дайте характеристику методам самовоспитания: - самопознание; - самооценка;
- самоконтроль; - саморегуляция; - самоубеждение; - самовнушение. Что является определяющим для занятия самовоспитанием?  

 

Темы рефератов:

1. Развитие личности в учебной деятельности.

2. Новаторство в воспитательном процессе.

 

 


Вариант В.

 

Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ЯВЛЕНИЕ.

 

Цель: Выяснить сущность понятий «социальная среда», «социализация», проанализировать роль социализации в жизни человека.

 

Основные понятия темы: социальная среда, социализация, факторы социализации, социализированность, виктимизация, виктимность.

 

Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Понятие социальной среды. Составляющие среды 1. Подумайте над вопросом: чем определяется любая среда?
Закончите мысль: а) Социальная среда в широком смысле это…
б) Социальная среда в узком смысле это…
Охарактеризуйте среду по: а) способам воздействия на личность; б) целям; в) социальному вектору воздействия.
2. Социализация как процесс формирования у личности поведенческих моделей 1. Дайте характеристику механизмам социализации: институционного, стилизованного, межличностного, рефлексивного. 2. Охарактеризуйте социализацию как процесс четырёх составляющих (таблица №1).
3. Подумайте над вопросами: а) Г.М. Агдреева выделяет три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. В чем сложность такой периодизации.
б) В чем особенности современной социализации?
в) Подумайте, какие новые особенности социализации личности могут появиться в ХХІ веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики, воспитания?
3. Факторы социализации Подумайте над вопросами: 1). Какой из факторов социализации оказывает наибольшее влияние на личность и почему?

 

    2). Социализированность и воспитанность: как они соотносятся?
4. Издержки социализации Подумайте над вопросами: 1). В чем различие между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?
2). Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.
3). Используя художественную литературу подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека.

 

Темы рефератов:

1. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека.

2. Молодежная культура: проблемы и перспективы.

 

Задания для самопроверки

1. Классифицируйте свойства человека по обусловленности их развития биологическими или социальными факторами и выделите свойства человека биологически обусловленные; свойства человека социально обусловленные:

Задатки, целеустремленность, равнодушие, темперамент, гуманность, тип нервной деятельности, терпимость, ответственность, цвет глаз, способности, характер, гениальность, речь, мышление, воля, авторитет, убеждения.

2. Как называются концепции, лежащие в основе приведенных высказываний? Впишите их названия.

- «Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается агрессивность, алчность, жестокость». _________

- «Человек — это «чистая доска», на которой педагоги и социальное окружение пишут свои письмена». ______________________

- «Человек — это биосоциальное существо. Можно долго спорить, что больше всего сказывается на развитии че­ловека, наследственность или среда, но не надо путать факторы и движущие силы. Движущей силой развития выступает собственная активность человека — его сознание, целеустремленность, деятельность по удовлетворе­нию ведущих потребностей».____________________

 

3. Определите, к какому фактору развития относится каждая из ниже указанных характеристик.

а) Развитие интеллекта.

б) Развитие эмоциональной сферы.

в) Развитие устойчивости к стрессам.

г) Развитие уверенности в себе и самопринятия.

д) Развитие позитивного отношения к миру и принятия других.

е) Развитие самостоятельности и автономности.

ж) Развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.

Ответ: ____________________.

4. Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя ниже приведенные термины:

а) Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом явления: собственно __________ его анатомо-биологических структур; __________ развитие как определенную динамику его уровней, как своего рода умственное созревание.

б) В психолого-педагогической науке сложились, по мень­шей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая заключается в том, что __________ рассматриваются как два __________ друг от друга процесса.

Но __________ как бы надстраивается над созреванием мозга.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, отождествляют __________.

Третья группа теорий объединяет первые две точки зре­ния и дополняет их новым положением: __________. Эту существенно новую идею выдвинул ________. Он обосновал тезис о ведущей роли ________ в развитии личности.

Современная педагогика стоит на точке зрения. __________

(Л.С. Выготский, диалектическая взаимосвязь, новообра­зование, структура, психическое (умственное) обучение, биологическое, независимый, развитие.)

5. Допишите предложения, используя приведенные в скобках слова.

А. Основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена на ________;

2) в ней осваиваются ________;

3) общие способы действия предваряют ________;

4) учебная деятельность ведет к изменениям ________;

5) происходят изменения ________ в зависимости от результатов своих собственных действий.

Б. Главным результатом учебной деятельности является __________;

В. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является _________.

Г. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состо­ящую из элементов: 1) __________; 2) __________; 3) __________; 4) ___________; 5)___________

Д. Функциональная модель учения включает _________.

 

(Овладение учебным материалом; психические свойства и поведение; решение учебных задач; сам человек; научные понятия; способы действий, формирование сознания и мышления, усвоение знаний; овладение способами дей­ствий; контроль, переходящий в самоконтроль; мотивация; учебные действия; оценка, переходящая в самооценку; учебные задачи; реализация программы; система мотивов; условия, средства; принятие норм, критериев оцен­ки; контроль результатов действий; принятие решения о коррекции; оценивание результатов учебных действий; принятие требований педагога, постановка целей учения; разработка программы, ориентировочных, исполнительных и контрольных действий; выбор значимых условий.)

 

6. Дополните понятия.

а) Ценности воспитания — это.

б) Воспитательная среда — это такая организация социаль­ной среды, когда.

в) Воспитательный процесс —.

г) В контексте гуманистической парадигмы воспитание является.

д) Важнейшим условием для воспитания является.

е) Саморазвитие определяется.

 

7. Выберите то определение педагогического процесса, которое, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает его сущность, и обведите соответствующую букву кружком.

а) Педагогический процесс — это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания и развития.

б) Педагогический процесс — это синоним понятия «учебно-воспитательный процесс».

в) Педагогический процесс — это содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение целей образования и удовлетворение потребностей его субъектов.

г) Педагогический процесс — это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения куль­туры и ее создания.

 

8. Установите правильную последовательность осуществления педагогического процесса (впишите нужные цифры в квадраты).

c Осуществление педагогического взаимодействия в различных видах деятельности и общения.

c Регулирование и коррегирование совместной деятельности.

c Выявление возникших отклонений, трудностей, ошибок и причин этого.

c Диагностика, целеполагание и планирование.

c Проектирование мер по устранению ошибок, постановка новых педагогических задач.

c Анализ полученных результатов.

c Организация обратной связи в ходе совместной деятель­ности и общения.

9. Заполните пропуски соответствующими словами.

_____________это связи, отношения, зависимости, которые существуют в педагогическом процессе объек­тивно, независимо от сознания и воли педагогов и воспитанников.

_____________это исходные положения, которыми руководствуется педагог в своей практической деятельности. (Принципы, закономерности.)

10.Выберите из перечисленных принципы, которые лежат в основе гуманистической педагогики. Обведите соответствующие пункты кружком.

а) Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.

б) Принцип наглядности.

в) Принцип доступности.

г) Безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему.

д) Принцип прочности усвоения знаний.

е) Принцип связи обучения и воспитания с жизнью.

ж) Осознание и признание права личности быть непохожей на других.

з) Владение способностью «чувствовать» каждого конкретного человека, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций.

и) Предоставление права на собственный выбор.

к) Оценка не личности, а ее деятельности, поступков.

л) Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей человека.

11.Дополните понятия.

а) Социализация — развитие и самоизменение человека в процессе.

б) Факторы социализации – это.

в) Социализирование человека.

12.Установите соответствие понятий.

    А. Материально-бытовые условия жизни человека, его ближай­шее социальное окружение
1. Среда социальная  
 
   
  Б. Окружение человека общественное, материальное, духовные условия его существования, формирования и деятельности
2. Макрофакторы (среды)
 

 

    В. Объекты, явления, отношения больших групп людей, проживающих в разных странах
3. Мезофакторы (среды)
 

 

    Г. Условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит в данном человеческом обществе.
4. Микрофакторы (среды)
 

 

14 Выделите качества, которые характеризуют социальную зрелость личности.

а) Ответственность;

б) терпимость;

в) саморазвитие;

г) наследственность;

д) социализация;

е) ценностные ориентации;

ж) потребности;

з) интересы;

и) логическое мышление;

к) креативность;

л) чувство собственного достоинства;

м) целеустремленность;

н) трудолюбие;

о) хороший слух.

Ответ:______________________________.

 

15 Установите соответствие понятий

1. Человек А. Своеобразие психологии и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в эмоциональной, интеллектуальной сферах, потребностях и способностях человека.
2. Индивид Б. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
3. Личность В. Человек как целостный, неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами.
4. Индивидуальность Г. Живое существо, обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, единство физического, природного, социального, наследственного и приобретенного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.