КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие № 4Глобальные тенденции мировой системы образования В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции: 1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; 2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности); 3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма); 4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся; 5) разрастание рынка образовательных услуг; 6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим); 7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией; 8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; 9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; 10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; 11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов. (из кн.: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – с. 131).
Вариант А.
Тема: РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Цель: Выяснить сущность процессов развития, воспитания и социализации личности.
Основные понятия темы: развитие, объективные и субъективные факторы развития личности, воспитание, самовоспитание, социализация, факторы и механизмы социализации. Задания для самоподготовки
Темы рефератов: 1. Воспитание в гуманистической педагогике. 2. Основные психологические теории развивающего обучения.
Вариант Б.
Тема: РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Цель: Выяснить суть процессов обучения и воспитания в развитии личности, их структуру, механизмы.
Основные понятия темы: обучение, воспитание, развитие, самовоспитание. Задания для самоподготовки
Темы рефератов: 1. Развитие личности в учебной деятельности. 2. Новаторство в воспитательном процессе.
Вариант В.
Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Цель: Выяснить сущность понятий «социальная среда», «социализация», проанализировать роль социализации в жизни человека.
Основные понятия темы: социальная среда, социализация, факторы социализации, социализированность, виктимизация, виктимность.
Задания для самоподготовки
Темы рефератов: 1. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека. 2. Молодежная культура: проблемы и перспективы.
Задания для самопроверки 1. Классифицируйте свойства человека по обусловленности их развития биологическими или социальными факторами и выделите свойства человека биологически обусловленные; свойства человека социально обусловленные: Задатки, целеустремленность, равнодушие, темперамент, гуманность, тип нервной деятельности, терпимость, ответственность, цвет глаз, способности, характер, гениальность, речь, мышление, воля, авторитет, убеждения. 2. Как называются концепции, лежащие в основе приведенных высказываний? Впишите их названия. - «Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается агрессивность, алчность, жестокость». _________ - «Человек — это «чистая доска», на которой педагоги и социальное окружение пишут свои письмена». ______________________ - «Человек — это биосоциальное существо. Можно долго спорить, что больше всего сказывается на развитии человека, наследственность или среда, но не надо путать факторы и движущие силы. Движущей силой развития выступает собственная активность человека — его сознание, целеустремленность, деятельность по удовлетворению ведущих потребностей».____________________
3. Определите, к какому фактору развития относится каждая из ниже указанных характеристик. а) Развитие интеллекта. б) Развитие эмоциональной сферы. в) Развитие устойчивости к стрессам. г) Развитие уверенности в себе и самопринятия. д) Развитие позитивного отношения к миру и принятия других. е) Развитие самостоятельности и автономности. ж) Развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования. Ответ: ____________________. 4. Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя ниже приведенные термины: а) Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом явления: собственно __________ его анатомо-биологических структур; __________ развитие как определенную динамику его уровней, как своего рода умственное созревание. б) В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая заключается в том, что __________ рассматриваются как два __________ друг от друга процесса. Но __________ как бы надстраивается над созреванием мозга. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, отождествляют __________. Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: __________. Эту существенно новую идею выдвинул ________. Он обосновал тезис о ведущей роли ________ в развитии личности. Современная педагогика стоит на точке зрения. __________ (Л.С. Выготский, диалектическая взаимосвязь, новообразование, структура, психическое (умственное) обучение, биологическое, независимый, развитие.) 5. Допишите предложения, используя приведенные в скобках слова. А. Основные характеристики учебной деятельности: 1) она специально направлена на ________; 2) в ней осваиваются ________; 3) общие способы действия предваряют ________; 4) учебная деятельность ведет к изменениям ________; 5) происходят изменения ________ в зависимости от результатов своих собственных действий. Б. Главным результатом учебной деятельности является __________; В. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является _________. Г. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) __________; 2) __________; 3) __________; 4) ___________; 5)___________ Д. Функциональная модель учения включает _________.
(Овладение учебным материалом; психические свойства и поведение; решение учебных задач; сам человек; научные понятия; способы действий, формирование сознания и мышления, усвоение знаний; овладение способами действий; контроль, переходящий в самоконтроль; мотивация; учебные действия; оценка, переходящая в самооценку; учебные задачи; реализация программы; система мотивов; условия, средства; принятие норм, критериев оценки; контроль результатов действий; принятие решения о коррекции; оценивание результатов учебных действий; принятие требований педагога, постановка целей учения; разработка программы, ориентировочных, исполнительных и контрольных действий; выбор значимых условий.)
6. Дополните понятия. а) Ценности воспитания — это. б) Воспитательная среда — это такая организация социальной среды, когда. в) Воспитательный процесс —. г) В контексте гуманистической парадигмы воспитание является. д) Важнейшим условием для воспитания является. е) Саморазвитие определяется.
7. Выберите то определение педагогического процесса, которое, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает его сущность, и обведите соответствующую букву кружком. а) Педагогический процесс — это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания и развития. б) Педагогический процесс — это синоним понятия «учебно-воспитательный процесс». в) Педагогический процесс — это содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение целей образования и удовлетворение потребностей его субъектов. г) Педагогический процесс — это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания.
8. Установите правильную последовательность осуществления педагогического процесса (впишите нужные цифры в квадраты). c Осуществление педагогического взаимодействия в различных видах деятельности и общения. c Регулирование и коррегирование совместной деятельности. c Выявление возникших отклонений, трудностей, ошибок и причин этого. c Диагностика, целеполагание и планирование. c Проектирование мер по устранению ошибок, постановка новых педагогических задач. c Анализ полученных результатов. c Организация обратной связи в ходе совместной деятельности и общения. 9. Заполните пропуски соответствующими словами. _____________это связи, отношения, зависимости, которые существуют в педагогическом процессе объективно, независимо от сознания и воли педагогов и воспитанников. _____________это исходные положения, которыми руководствуется педагог в своей практической деятельности. (Принципы, закономерности.) 10.Выберите из перечисленных принципы, которые лежат в основе гуманистической педагогики. Обведите соответствующие пункты кружком. а) Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. б) Принцип наглядности. в) Принцип доступности. г) Безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему. д) Принцип прочности усвоения знаний. е) Принцип связи обучения и воспитания с жизнью. ж) Осознание и признание права личности быть непохожей на других. з) Владение способностью «чувствовать» каждого конкретного человека, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций. и) Предоставление права на собственный выбор. к) Оценка не личности, а ее деятельности, поступков. л) Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей человека. 11.Дополните понятия. а) Социализация — развитие и самоизменение человека в процессе. б) Факторы социализации – это. в) Социализирование человека. 12.Установите соответствие понятий.
14 Выделите качества, которые характеризуют социальную зрелость личности. а) Ответственность; б) терпимость; в) саморазвитие; г) наследственность; д) социализация; е) ценностные ориентации; ж) потребности; з) интересы; и) логическое мышление; к) креативность; л) чувство собственного достоинства; м) целеустремленность; н) трудолюбие; о) хороший слух. Ответ:______________________________.
15 Установите соответствие понятий
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |