Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности




Методология

Общая методология педагогики:

· Основных положений и принципов материалистической диалектики;

· Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

· Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;

· Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;

· Основных категорий материалистической диалектики;

· Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

· Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.

2.Специальная методология педагогики ориентирует на:

· Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;

· Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

· Единства воспитания и самовоспитания личности;

3.Частная методология педагогики:

· закономерностей

· принципов

· методов обучения и воспитания.

Основные методологические подходы в педагогике:

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч¸т взаимосвязи компонентов.

2.Личностный подход призна¸т личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности е¸ - интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

3.Деятельностный подход. Деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности реб¸нка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, е¸ организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

4.Полисубъектный (диалогический) подход. Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат общения с людьми и характерных для не¸ отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах наш¸л отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем повед¸шься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

5.Культорологический подход. Основание: аксиология- учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в не¸ принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

6.Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Реб¸нок жив¸т в определ¸нном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

7.Антропологический подход. Обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их уч¸т при построении и осуществлении педагогического процесса.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют: 1) определить е¸ действительные проблемы и способы их разрешения; 2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию); 3) реализовать гуманистическую парадигму образования.

Методы педагогических исследований.

Системный подход к изучению педагогических процессов.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие особенности:

· Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития).

· Неповторимость.

· Неоднозначность (т.к. влияют много причин).

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах.

Принципы выбора методов исследования:

1. принцип адекватности метода существу изучаемого явления;

2. принцип совокупности методов исследования.

Классификация методов исследования.

1. Теоретические

2. Научно-прикладные

3. Экспериментальные

4. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Подразделяются:

По масштабу:

- глобальный;

- локальный;

- микро эксперимент.

По цели:

- констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);

- проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);

- созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления).

По месту проведения:

- естественный;

- лабораторный;

1. Эмпирические (проводятся в жизненных условиях)

2. Традиционно-педагогические методы

· Наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Различаются:

По позиции:

- нейтральной

- руководителя

- самонаблюдение

По открытости:

- открытое

- скрытое

По непрерывности:

- непрерывное

- дискретное.

Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость.

· Изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

· Изучение первоисточников.

· Изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.).

· Изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, "продуктов свободного времени", "хобби-занятий" и т.п.).

· Беседа.

· Интервью

Различаются:

По стандартизованости:

- стандартизованное;

- не стандартизованное.

1. Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Например:

- тесты успеваемости;

- тесты элементарных умений;

- тесты для диагностики уровня обучености.

1. Методы изучения коллективных явлений (социологические)

· Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Различают:

По анонимности:

- именные анкеты;

- анонимные анкеты.

По открытости:

- открытые (самостоятельный ответ);

- закрытые (выбор из готовых вариантов).

Виды:

- полные;

- урезанные.

Типы:

- пропедевтические;

- контрольные.

· Метод групповой дифференциации - позволяет анализировать внутри-коллективные отношения.

· Статистические методы

· Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

· Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

· Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:

· Сильные

1. шкалы наименований (или номинальные) - определяет только принадлежность;

2. шкалы порядка (или ранговые) - определяет отношения "больше" и "меньше";

· Слабые

1. интервальные шкалы - предусматривает определенные расстояние между двумя числами на шкале;

2. шкалы отношений - интервальная + точка отсчета.

Этапы педагогического исследования.

1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.

2. Построение рабочих гипотез.

3. Выбор методов исследования.

4. Осуществление проверки гипотез опытом.

5. Теоретические выводы.

6. Оформление результатов:

а) усовершенствование теории;

б) пересмотреть отрицательные результаты;

в) постановка более сложной проблемы;

г) внедрение в практику.

Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы:

1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.

2. Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.

3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.

4. Определяется структура и организация диагностируемого явления.

Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточного большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.