Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IП. Работа в малых группах. Задание 1. Рассмотрите два определения группы




П. Фронтальная работа.

Задание 1. Рассмотрите два определения группы. Какое из этих определений нельзя считать корректным?

А. Группой называется определенное количество людей, вступающих в непосредственное взаимодействие.

Б. Группой является некоторое множество людей, значимых для данного человека в данный момент времени.

Задание 1. Найдите аргументы и продолжите предлагаемую мысль:

Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально одобряемой деятельности, потому что…

I. Индивидуальная работа студентов по темеВоспитание личности в коллективе

При выполнении заданий индивидуальной работы обратите внимание на то, что этапы развития коллектива фиксируются в некоторых показателях. Так, по мнению М. Г. Казакиной, «продолжительность этапа, как более или менее законченного “отрезка” развития коллектива, следует связывать с возникновением новообразований, во-первых, в деятельности, общении, коллективных отношениях; во-вторых, в общественном мнении, традициях, ценностях, идеалах и эталонах поведения коллектива, его самооценке. И наконец, о развитии коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведения его членов, в характере их активности как показателях идейно-нравственного формирования личности. Только по совокупности указанных новообразований можно проследить процесс развития коллективной жизнедеятельности». Эти показатели и нужно учитывать при определении стадии развития коллектива. При анализе педагогической ситуации обратите внимание на возможные причины того или иного поведения педагога и объясните их с точки зрения его функций на разных стадиях развития коллектива.

Сравнивая характеристики диффузной группы и группы-коллектива, подумайте, почему автор выделяет именно эти основания для сравнения, и можно ли дополнить этот перечень оснований.

Задание 1. Прочитайте характеристики класса, определите этап развития коллектива и задачи, стоящие перед педагогом:

А. Класс ничем не блещет среди других в школе. Дружбы нет, дружат, а вернее общаются небольшими группами. Некоторые из них даже враждуют. В классе есть лидеры, они могут повести, но куда?.. Большинство ребят выражают недовольство тем, что и как организуется в классе, критикуют все начинания, сами же палец о палец не ударят, чтобы предложить и сделать что-то интересное.

Б. Класс средний и по учебе, и по участию в общественных делах. Ученики непоследовательны: могут с увлечением подготовиться к одному мероприятию и не принять участия в другом. Актив особенно не выделяется из общей массы. В классе действует общественное мнение, которое приобретает то позитивный, то негативный характер. Отношения с классным руководителем ровные, к его мнению прислушиваются.

Задание 2. Учитель поставил задачу – развитие интереса к творческой деятельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.

Задание 3. Проанализируйте педагогическую ситуацию, оцените поведение участников, спрогнозируйте развитие событий.

Классный руководитель 6 - А класса Галина Степановна на собрании учащихся сказала:

– Сегодня, ребята, мы должны избрать руководящий состав нашего коллектива. Начался новый учебный год, и нужно жить по-новому. У нас есть хорошие ребята-активисты, отличники. Вот Галя, изберем ее председателем ученического совета, Володю – старостой, Олю – председателем санитарной комиссии, а Люду – физоргом. Я запишу их фамилии на доске, и будем голосовать.

Галина Степановна записала «свои» кандидатуры на доске. Класс молчал. Вдруг Саша резко поднял руку:

– Можно мне сказать? Давайте предложим свои кандидатуры. Мы хотим по-настоящему, Галина Степановна.

– Как это «по-настоящему»? А то, что я предложила,– это, по-твоему, на смех? – учительница в упор посмотрела на Сашу.– Вот проголосуем, и будет демократично…

Задание 4. Сравните характеристики групп разного уровня развития. Подумайте, какими параметрами сравнения можно дополнить таблицу и как объяснить приведенные характеристики с точки зрения психологии и педагогики.

Диффузная группа Группа-коллектив
Отношение у другому
Равнодушие к судьбе другого, индивидуализм, настороженность, безразличие; успехи и неудачи переживаются каждым по отдельности Уважение, доверение, требовательность, взаимосвязь, поддержка, заинтересованность
Отношение к себе
Боязнь быть самим собой, закрытость, стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, нерешительность в проявлении себя Возможность быть самим собой, открытость, свободное выражение чувств, отсутствие «маски», свобода выражения собственного мнения
Отношение к делу
Нежелание приступать к делу, немобильность, результативность, состояние обороны, ожидание посягательства на личность, избегание любых отношений Готовность к работе, мобильность, высокое качество работы, способность работать без контроля, оптимизм, принятие ответственности за состояние дел в группе
Отношение к руководителю
Сопротивление, настороженность, сомнение в праве руководителя принимать значимые для группы решения, непризнание его авторитета Доброжелательность, признание за старшим права принимать значимые для группы решения, признание авторитета, доверие, ответственность за поручение
Отношение к социальным ценностям
Ситуативное, неопределенное Принятие, последовательность в отстаивании
Преобладающее настроение
Минор, эмоциональный дискомфорт Мажор, эмоциональный комфорт

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем педагогический смысл идеи о том, что коллектив является и объектом, и субъектом воспитания?

2. Как связаны процессы групповой идентификации и группового самоопределения?

3. Как меняется позиция воспитателя на разных этапах развития коллектива?

4. Определите понятие конформизм.

5. Входят ли воспитатели (взрослые, педагоги, администрация) в воспитательный коллектив?

6. Синонимичны ли понятия внушаемость, подражание, конформизм?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011.

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008.

3. Шайденко, Н. А. Педагогика / Н. А. Шайденко: Пособие для подготовки к экзаменам для студ. фак-та технологии и сельского хозяйства. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

4. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый: Учебник для студ. вузов. – М.: Юрайт, 2011.

5. Екенина, Н.В. Алгоритм организации самоуправления в коллективе / Н.В. Екенина // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 5-8.

6. Лепнева, О. Коллектив класса – «классный коллектив»? / О. Лепнева, Е. Тимошко // Народное образование. – 2009. - № 8. - 246 – 256.

7. Детские общественные объединения: краткий тезаурус // Классный руководитель. – 2009. - № 6. – С. 49-56.

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 


Тема 6: Содержание, формы и методы работы классного руководителя (для самост оятельного изучения)

Цель: скорректировать знания, умения и навыки студентов по организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания детей и подростков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.