Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типовые недочеты, характерные для большинства работ




1. Нарушение жанровой определенности реферата. Здесь наиболее частой оказывается подмена реферата конспектом.

2. Информационная недостаточность, которая возникает в результате недостаточной продуманности в деталях всех аспектов темы и проблемы, эскизности первичного замысла, поверхностного знания фактического материала, а также в силу малого количества использованных первоисточников.

3. Информационная избыточность, а именно: наличие в рефератах таких содержательных «кусков», которые не соответствуют теме и проблематике текста или недостаточно актуальны для раскрытия замысла. Информационная избыточность может быть обусловлена расплывчатостью самой мысли, неумением выделять главное в исходных текстах, а также неспособностью компактно выражать смысл с помощью точных речевых формул.

4. Неумелая формулировка темы реферата, нечеткое определение ее границ. Слишком широкие темы или слишком узкие. Наблюдения показывают, что темы рефератов чаще всего «описательны», нацелены на репродуктивное, пассивное списывание, а не на активное решение поставленных проблем.

5. Слабость вступительной части. Здесь можно отметить недоработки трех видов:

§ неоправданно краткое, неинформативное, зачастую чисто формальное введение. В нем, как правило, отсутствуют обоснование выбора темы или круга проблем, которые предстоит решить автору, постановка цели и формулировка задач реферата;

§ избыточное по объему и содержанию введение, в которое включены элементы основной части, например, история вопроса;

§ «дефектное» введение, для которого характерно сочетание избыточности в одних местах и «ущербности» в других.

6. Слабость заключительной части проявляется в недочетах следующего вида:

§ отсутствие заключения;

§ формальное заключение, в котором отсутствуют обобщение и синтез предшествующей информации.

7. Неправильное структурирование текста. Некоторые студенты пишут реферат «сплошным текстом», отчего он кажется размытым и трудным для восприятия. Большинство студентов делят текст на структурные части, но при этом допускают нарушения, связанные или с гипертрофией, или с редукцией компонентов текста.

8. Недостаточное выявление связей между частями текста.

9. Речевая избыточность, связанная с неумением осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли.

10. Чрезмерное использование иностилевых вкраплений. К подобным вкраплениям можно отнести такие разговорные и публицистические средства языка: эмоциональные и субъективно-оценочные слова, метафоры, образные сравнения, риторические вопросы и восклицания, инверсии, повторы и другие средства.

11. Незнание языковых клише, характерных для научного стиля, и неумелое пользование ими.

12. Небрежность в оформлении: низкая культура цитирования, составления плана, списка использованной литературы и др.

Эссе – (франц. еssai – опыт, набросок) жанр философской, эстетической, художественно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора, с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь" (Большой энциклопедический словарь).

Эссе как вид учебной деятельности студента – самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.

Существует очень много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель. Ниже приводятся примеры наиболее часто используемых (известных, популярных) типов эссе.

Тип эссе Описание Примеры тем
«Описательное» эссе. Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие. Как манипулировать на работе или в школе. Как потерять друзей. Как выигрывать спор с вашими родителями.
«Причинно-следственное» эссе Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему? (причина), или Каков результат? (эффект). Плохие отметки (причины и эффекты). Опоздания (эффекты). Самоубийства подростков (причины и эффекты).
«Определяющее» эссе Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами: 1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают. Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика). Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия). Лучшие друзья (какие они, а какие не...). Снобы (как относиться к ним в обществе). Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни).
«Сравнивающее» эссе Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. Сравнение двух друзей (или родственников). Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями. Сравните иностранный и отечественный автомобиль. Знание и понимание
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета а) Вы представляете возражения и опровергаете их. b) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения. Должны ли женщины служить в армии? Должен ли каждый человек учиться в университете? Должна ли быть цензура на телевидении? Должны ли студенты учиться и одновременно работать?
Литературныйанализ Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы. Каков конфликт в ____: скорее внешний или внутренний? Отношения ненависти и любви между двумя героями. Насколько важна символика в раскрытии значения в ____.
Анализ характера Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения. Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней. Опишите основных героев в ____. Каковы основные черты характера главного героя в ___? Что привело ___ к отчаянию?

 

 

Приложение Е

Задания для самостоятельной работы (срок сдачи 1-4 ноября 2013 года)

Задание 1. Наука, конечно, не дает готовых понятий по многим вопросам жизни. Ответы ее точны и несомненны в одних положительных знаниях. Астрономия, математика, физика, химия, удовлетворяя ум вполне, в то же время служат только материалом для выработки понятий высшего порядка. Но затем остаются целые области, которые многим представляются слишком спорными, например, все науки, исследующие общественную жизнь и общественные отношения, - история, политическая экономия. Но если эти знания и представляют просветы, если эти просветы наполняются гипотезами, то все-таки гипотезы пытливого передового человеческого ума следует поставить выше личных гипотез на основании мелочного, ограниченного опыта… Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в встанете на высшую точку влиятельного общественного положения. Арифметика, итальянская бухгалтерия и даже юриспруденция никогда не окажут вам такой услуги» [Шелгунов Н.В. Письма о воспитании// Избр. пед. соч. – М., 1954.- С.52-55].

В чем Вы видите актуальность слов Н.В.Шелгунова о гражданственности педагогики? Должна ли педагогика стоять над политикой?

Форма отчета: реферат или учебный проект

 

Задание 2. “Если ты дашь кому-нибудь рыбу, он поест только один раз, но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда” [Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов Н. Пезешкиан. - Спб.: Речь, 2004.-  288 с., с. 30] Какой принцип воспитания демонстрирует эта восточная мудрость?

Форма отчета: реферат илисочинение-эссе.

 

Задание 3. Ф.Ницше писал, что считает «инфицированным» того, кто приписывает ценность неэгоистическому началу. «Если человек не эгоистичен, то он болен, он на пути к самоотрицанию… Нужно любым способом восстановить его эгоизм и, следовательно, вернуть его к жизни» [Ницше Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1990.- Т.2.- С.743]. Прав ли философ? Какую позицию должен занимать педагог?

Форма отчета: реферат или учебный проект.

 

Задание 4. Ф.М. Достоевский некогда высказал мысль о том, что высшая цель воспитания - помочь ребенку стать самим собой, прожить свою жизнь, избегнув участия тех, которые себя в ней не нашли. Как вы прокомментировали бы педагогический смысл подобной цели? [Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для высш. учеб. зав. /И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова. -М.: Изд. центр “Академия”, 2005.-  336 с., с. 122-123].

Форма отчета: реферат или учебный проект.

Задание 5. «Я верю, что все проблемы – проблемы человечества находят свое главное разрешение в воспитании”, – отмечал Р. Тагор. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте наиболее актуальные задачи воспитания подрастающего поколения.

Форма отчета: реферат или учебный проект.

Задание 6. «Воспитанные люди, – размышляет в одном из писем А.П. Чехов, – по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

š Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жизни посторонних.

š Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

š Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

š Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

š Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

š Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встреченного в Salone.

š Если они имеют в себе таланты, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

š Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…” [Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие /А.С. Агафонова. - СПб: Питер, 2003.-  416 с.].

Согласны ли вы с чеховским определением воспитанного человека? Если нет, то предложите иные критерии воспитанности.

Форма отчета: учебный проект.

Задание 7. Слова В.Белинского «Дети гости настоящего и хозяева будущего» вызывают немало размышлений. Как образ – блестяще! Но столь ли точна мысль по существу? Разве дети «в гостях» у своего времени? Разве они не живут в настоящем и настоящим, а лишь пользуются привилегией особо опекаемых? Чувство гостя – не провоцирует ли оно некоего социального эгоизма, иждивенчества, благосклонного и снисходительного принятия чьей-то заботы?.. Кем – гостями или хозяевами жизни – вы хотели бы видеть своих детей? [Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях и первоисточниках /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с., с. 5].

Форма отчета: сочинение-эссе.

 

Задание 8. В Великобритании реализуется ряд государственных проектов, направленных на стимулирование «достойного и уважительного поведения в среде подростков». Вводится система материального стимулирования и штрафов за поведение. Так, дети 13-19 лет из малообеспеченных семей получают премию за хорошее поведение. Размер премии небольшой, всего 12 фунтов стерлингов в месяц. В пакет премии входит также право получения скидки на ряд товаров в магазине. Премия выдается в виде так называемой карточки возможностей, пластиковой картой с фотографией. Оплатить карточкой покупку можно будет лишь на приобретение товаров и услуг спортивного, музыкального и культурного назначения. Как вы относитесь к внедряемой системе? Какие меры по стимулированию дисциплины подростков в школе и общественных местах предложили бы вы?

Форма отчета: учебный проект

Задание 9. В жизни современного человека огромное значение имеет телевидение. Охарактеризуйте влияние телепродукции с точки зрения ее воздействия на познавательное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Как, в целом, вы оцениваете роль средств массовой информации в Украине в воспитании подрастающего поколения? Какие бы меры вы предложили по развитию педагогического потенциала средств массовой информации?

Форма отчета: учебный проект или проект научно-популярного журнала.

Задание 10. Наша страна теряет статус «самой читающей в мире». Книгам, как взрослые, так и дети предпочитают компьютер и телевидение. 37% украинцев вообще не читают книг, 52%  – никогда их не покупают, только 23%  – считают себя активными читателями. Современные школьники, по оценкам специалистов, читают в 4 раза меньше, чем 25 лет назад. Каждый десятый старшеклассник не знает содержания произведений классической литературы, включенных в школьные хрестоматии. Почему упал интерес к книге и можно ли его возродить? Какова роль семьи и школы в решении этой задачи?

Форма отчета: учебный проект или проект научно-популярного журнала.

 

Задание 11. Известный философ И.А. Ильин называл 10 средств национального воспитания: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство.

Дайте оценку перспективности влияния этих средств на подрастающее поколение и на население в целом на современном этапе исторического развития Украины [Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для высш. учеб. зав. /И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова. - М.: Изд. центр “Академия”, 2005.-  336 с., с. 187].

Форма отчета: учебный проект

 

Задание 12. «Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, и корень многих тяжелых неудач наших – в неумении высказать свою мысль, одеть ее как следует…» [Ключевский В.О. Очерки и речи \\ Ключевский В.О. Второй сб. ст.- СПб., 1918.- С.30].

Как, по-вашему, влияет на образовательную функцию речь преподавателя? Есть ли у учителей подобные проблемы? Как их решить?

Форма отчета: учебный проект.

 

Задание 13. Дом свободного ребенка Марии Монтессори.

Форма отчета: учебное пособие или проект научно-популярного журнала.

 

Задание 14. Кого надо воспитывать: сына Отечества или гражданина мира?

Форма отчета: учебный проект или учебное пособие.

 

Задание 15. Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания. Сравнительный анализ.

Форма отчета:проект научно-популярного журнала.

 

Задание 16. Что труднее: хорошо учить или хорошо учиться?

Форма отчета: учебный проект.

 

Задание 17. Трудные дети, одаренные дети: в чем проблемы их развития?

Форма отчета: проект научно-популярного журнала или разработка баз данных, глоссария.

 

Задание 18. Роль идей Л.Н.Толстого в развитии отечественной гуманистической педагогики.

Форма отчета:проект научно-популярного журнала или учебное пособие.

 

Задание 19. «Школа без принуждения» Селестена Френе и ее значение для развития педагогической науки.

Форма отчета: проект научно-популярного журнала или учебное пособие.

Задание 20. Magister dixit / учитель сказал/ - таким был решающий довод в средневековых спорах и диспутах. В это время слово учителя было окончательным. Хорошо это или плохо? Что может служить решающим доводом в современной педагогике?

Форма отчета: реферат или учебный проект.

 

Задание 21. «Я не могу признать полезным для ребенка какое бы то ни было наказание, при котором стыд пострадать за совершенный проступок не действует на него сильнее, чем само страдание» [ Локк Дж. Мысли о воспитании // Пед. соч. – М., 1939.- С.96 ].

Как добиться того, чтобы стыд действовал сильнее наказание?

Форма отчета: учебный проект или учебное пособие.

Задание 22. «Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его…» [ Толстой Л.Н. Воспитание и образование// Пед. соч. – М., 1989.- С.208-209 ].

Разделяете ли вы мнение Л.Н.Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

Форма отчета: учебный проект или разработка баз данных, глоссария.

 

Задание 23. Проанализируйте не менее трех телевизионных передач и оцените характер их влияния на подростков (13-16 лет). Не забудьте указать точные данные передачи (дата, канал, время, дополнительная информация). Сделайте общий вывод. При выборе телевизионной передачи обратите внимание на те из них, время выхода которых соответствует времени просмотра телевизора подростками. В анализе отразите следующие параметры: тип передачи; целевую аудиторию, которой последняя предназначена; содержание; грамотность; соответствие содержания целям; характер влияния на аудиторию подросткового возраста. Постарайтесь быть корректным, формулируйте Ваши суждения быть аргументировано и доказательно.

Форма отчета: учебный проект

Задание 24. «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д. а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» [Ушинский К.Д.Избр. пед. соч.- М., 1954.- Т.11.- С.279 ]. Как вы думаете, почему так происходит?

Форма отчета: учебный проект или учебное пособие.

 

Задание 25. «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в домашнем кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, что бы они умели, хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования» [ Гегель. Соч. М.- 1946.- Т.7.- С.82 ].

Как вы думаете, необходимо ли учителю опираться на индивидуальные особенности ученика в учебно-воспитательном процессе?

Форма отчета: проект научно-популярного журнала.

 

Задание 26. «Велик тот учитель, кто…» Закончите эту фразу Катона Старшего. Какой учитель велик, по-вашему?

Форма отчета: учебный проект или учебное пособие.

 

Задание 27. В отрывке из произведения А. Кононова «Повесть о верном сердце» говорится о «достижениях» педагогики прошлого. Какие современные нововведения можно выделить в педагогике? Попытайтесь дать им свою оценку с точки зрения эффективности в образовательном процессе.

«…У очень многих учеников третьего класса отметки пошли хуже: не все успевали готовить уроки как следует. После двухчасовой отсидки (а после отсидки сколько времени уходило на жаркие беседы о том, кто и как ответил директору, Голотскому, надзирателю…) реалисты провожали друг друга и подолгу стояли потом у ворот – всегда находилось что-нибудь не рассказанное до конца…

Да, отметки пошли хуже. А между тем эта мера наказания – оставить без обеда - считалась в то время достижением педагогики. Карцер был упразднен не так уж давно – в 1905 году.

От этого «достижения» педагогики ученики оставались голодными, часто наживали себе малокровие, учиться начинали хуже за недостатком времени, а поведение у самых тихих начинало становиться все громче…» [Кононов, А. Т. Повесть о верном сердце / А. Т. Кононов. – М.: Детская литература, 1981. – С. 265].

Форма отчета: учебный проект или проект научно-популярного журнала.

Задание 28. Прочитайте отрывок из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Какие противоречия в деятельности педагогов и желаниях учащихся выделяет автор? Какие педагогические категории, понятия можно выделить при анализе этого отрывка?

«Мы хотели много знать и еще больше уметь. Но начальство разрешало нам знать лишь то, что было в гимназических учебниках…а уметь мы совсем ничего не умели…мы хотели участвовать в жизни наравне со взрослыми – нам предлагали играть в солдатики, иначе вмешивались родители, учитель или городовой… Мы могли общаться лишь с теми, кто был угоден нашим воспитателям» [Кассиль, Л. А. Три страны, которых нет на карте / Л. А. Кассиль. – М.: Детская литература, 1970. – С. 13].

Форма отчета: учебный проект.

Задание 29. Прочитайте отрывок сказки.

«И когда Маугли с тяжелым сердцем взобрался по хорошо знакомым скалам на то место, где его когда-то приняли в Стаю, он застал там только свою четверку волков, Балу, почти совсем ослепшего от старости, и тяжеловесного, хладнокровного Каа, свернувшегося кольцом вокруг опустевшего места Акелы.

- Значит, твой путь кончается здесь? – сказал Каа, когда Маугли бросился на землю. – Еще когда мы встретились в холодных берлогах, я это знал. Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят.» [Киплинг Р. Маугли: повесть – сказка. – М., 1978. – С. – 189].

Киплинг предложил читателю домыслить судьбу своего героя. Попытайтесь это сделать, представить себя в качестве апологета биологической, социологической и биосоциальной философско-педагогических концепций. Не забывайте, что апологет – это убежденный сторонник какой – либо идеи, который, отстаивая свое мнение, умеет выстраивать систему логических доказательств, находить необходимые аргументы.

Форма отчета: учебный проект.

Приложение Ж




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.