Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на формирование личности




Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

«Человеческое развитие, – утверждает Б.Г. Ананьев, – обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности; среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека». В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие.

Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, в которой можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обусловливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, противоре­чиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями.

Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации).

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наслед­ственность – биологический фактор. Наследственность – свойство орга­низмов передавать от родителей к детям определенные качества и особен­ности. Наследственность обусловлена генами.

Дискуссионным остается вопрос о приоритетном значении тех или иных факторов (среды или наследственности), оказывающих влияние на развитие человека. Представители первого направления (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.) возводят в абсолют наследственные факторы и отрицают роль среды и воспитания в развитии личности.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвиций и др.) Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К.Д. Ушинский утверждал, что человек – не только продукт наслед­ственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения и самоизменения.

Важными факторами, влияющими на развитие человека, являются общение и деятельность. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познава­тельной, трудовой, общественной, спортивной, художественной, полити­ческой, творческой и др. Деятельность, выступая способом сущест­вования, обеспечивает создание всех условий жизни человека, содейст­вует познанию и преобразованию окружающего мира, создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой).

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование лич­ности, является воспитание. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Оно выступает своеобразным механизмом управ­ления процессами социализации.

Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Роль воспитания оценивается по-разному – от утверждения его полной бессильности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выгот­ский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. В формировании личности велика роль самовоспитания.

Таким образом, процесс и результат человеческого развития детерми­нируется как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.