Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность педагогического процесса. И как целостное явление




И как целостное явление

Тема 5. Педагогический процесс как система

Становление человека как личности, его формирование в соответст­вии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процессэто специально организованное взаимодей­ствие педагогов и воспитанников, направленное на решение образова­тельных, воспитательных и развивающих задач. Взаимодействие педаго­гов и воспитанников на содержательной основе с использованием разно­образных средств есть сущностная характеристика педагогического про­цесса, протекающего в любой педагогической системе, конечной це­лью которой является присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии.

Главное свойство педагогического процесса как динамической сис­темы – его способность к выполнению социально обусловленных функ­ций: информационной (просвещение воспитанников), воспитательной (личностное изменение), развивающей (всестороннее развитие воспитан­ников), аксиологической (ценностная ориентация), социально-адаптаци­онной (приспособление воспитанников к реальной жизни).

Цельная, гармоничная личность, в которой заинтересовано современ­ное общество, может быть сформирована только в целостном педагогиче­ском процессе.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, ха­рактеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее един­ство и взаимодействие составляющих его компонентов.

Многие ученые (З.И.Васильева, В.С. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скат­кин и др.) видят целостность педагогического процесса в единстве обуче­ния и воспитания. В этом традиционном направлении, берущем начало с «Великой дидактики» Я.А. Коменского, самой распространенной явля­ется точка зрения, сводящая целостный педагогический процесс к воспи­тывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитательных функций.

Целостный педагогический процесс есть единый и неделимый педаго­гический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно при­ближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности воспитанника и специально организуемыми влия­ниями на него в процессе жизнедеятельности.

Противоречия являются движущей силой, источником функциониро­вания и развития педагогического процесса.

Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответ­ствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. Слишком завышенные или заниженные требования не станут источником движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намечен­ной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении.

В последние годы в связи с гуманизацией и демократизацией образо­вания выявилось главное внутреннее противоречие педагогического про­цесса. Это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интере­сами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информа­ции и возможностью учебно-воспитательного процесса.

Основные компоненты целостности педагогического процесса: со­держательно-целевой, организационно-процессуальный и операционно-технологический.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: зна­ний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элемен­тов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, раз­вивающих и воспитательных функций цели педаго­гического про­цесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свой­ство целостности, если обеспечивается единство лишь отно­сительно самостоятельных процессов-компонентов:

- процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конст­руктивная, материально-конструктивная и операционно-конструк­тив­ная деятельность педагога);

- процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по по­воду содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;

- процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

- процесса освоения воспитанниками содержания образования без непо­средственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Эти процессы отражают и предметные отношения, и собственно педа­гогические, и взаимные, а следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

Операционно-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Педаго­гическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, естьпедагогическая задача.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени, она должна удовлетворять следующим усло­виям: обладать всеми существенными признаками педагогического про­цесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социаль­ного управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса можно считать только оперативные задачи, выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.