КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 5. Цели воспитания, их связь с общечеловеческими ценностями и ценностными установками современного общества
Следует отметить, что понятие «воспитание» («вскармливание», «питание») употребляется в различных значениях. Но воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогич-ую деятельность нельзя смешивать с разными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития. В настоящее время воспитание понимают как социальное и педагогическое явление, в следующих смыслах: · в широком социальном – передача накопленного опыта от старших к младшим поколениям; · в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых взглядов, навыков, убеждений (аналогично процессу социализации); · в широком педагогическом смысле – взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в процессе которого воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры воспитуемого; · в узком педагогич-ом смысле – целенаправленный процесс формирования и развития отдельных качеств личности под руководством специалистов (то же, что воспитательная работа). В. в широком смысле – соц. явление, формирование личности под влиянием различных факторов развития (стихийных и целенаправленных),в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества(социализация). В. в узком смысле – педагогическое явление, как специальная организованная деятельность педагогов и воспитанников, целью которой является содействие развитию личности ребенка, создание условий для формирования мировоззрения, личностных качеств, ценностных ориентиров. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий определённое воздействие.
Ушинский – «В. – то, чем и как человек должен и может быть». Самая первая часть воспитательного процесса и центральная категория – цели воспитания (другие составляющие структуры этого процесса соответственно: содержание, методы и средства воспитания, результаты воспит-я). Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке. Цель определяет содержание педагогического процесса, его результаты, служит критерием оценки педагогич-ой деятельности. Это составляет проблему педагогической целесообразности:
Основная задача В. – создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям формирования характера, качеств человека. В. – многофакторный процесс, влияют: природная среда; особенности страны, исторической эпохи; повседневная и профессиональная деятельность; воспитательное воздействие. Влияние референтной группы – человек соответствует ценностям этой группы. В. осуществляется на нескольких уровнях: 1. социетарный – на уровне общества в целом; 2. институциональный – в условиях конкретных институтов (соц-х); 3. соц-психологический – в условиях отдельных соц. групп (студенческая и т.п.) 4. межличностный – во взаимодействии воспитателя с воспитуемым 5. интраперсональный – процесс самовоспитания, воздействие на самого себя. Закономерности В.: А) зависит от соц-эк. развития общества, его культуры; Б) связано с психическим развитием человека В) происходит путем активности самого ребенка; Г) роль характера отношений между ребенком и обществом, ребенком и отдельными людьми. Цели воспитательного процесса связаны с общечеловеческими ценностями и ценностными установками современного общества (среди таких ценностей – ответственность, патриотизм, чувство уважения к себе и окружающим, отзывчивость, верность, умение сочувствовать и сопереживать). Педагог призван в результате реализации целей процесса воспитания и обучения привить воспитанникам и ученикам данные ценности.
Выделяют 2 уровня определения целей В.: 1) идеал В. – желаемый результат в будущем, формирование всесторонне развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни, деятельности. 2) реальная цель В. – воспитательные устремления общества, соц. заказ на В. человека. Сегодня – дать базовое образование и культуру, на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть объективные возможности и благоприятные условия. Базовое образование и культура включают: · культура жизненного самоопределения; · культура семейных отношений; · экономическая культура и культура труда; · политическая, демократическая и правовая культура; · интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; · экологическая; · художественная; · физическая культура. Концепция модернизации ставит задачу переосмысления целей – приоритетные следующие задачи – развитие самостоятельности детей, способность к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие высокого уровня коммуникативной культуры. Современные проблемы, состояние В.: упал престиж В., понимание значимости; многие соц. институты потеряли воспит. Функции (семья); расслоение в обществе -> расслоение детей по соц. признаку; ослаб педагогический потенциал, СМИ, культ. Центров; формализм, словесное В. в учреждениях.
Вопр.6. Принципы, сущность и содержание процесса воспитания.
Воспитание - «вскармливание», «питание». В настоящее время воспитание понимают как социальное и педагогическое явление, применяется в следующих смыслах: · в широком социальном – передача накопленного опыта от старших к младшим поколениям; · в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых взглядов, навыков, убеждений (аналогично процессу социализации); · в широком педагогическом смысле – взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в процессе которого воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры воспитуемого;
· в узком педагогич-ом смысле – целенаправленный процесс формирования и развития отдельных качеств личности под руководством специалистов (то же, что воспитательная работа). В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий определённое воздействие. В. – комплексный процесс, компоненты его: 1)цели; 2) содержание; 3)методы и средства; 4) форма; 5) результаты. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель стремится намеренно повлиять на воспитуемого. Воспитание можно рассмотреть как один из видов деятельности по преобразованию человека, группы людей. Оно может быть реализовано на уровнях: ü социетарный (на уровне общества в целом, воспитание – функция общества); ü институциональный (воспит-е в условиях отдельных социальных институтов); ü социально-психологический (воспит-е в условиях отдельных социальных групп (коллективов, ассоциаций и т.д.)); ü межличностный уровень (взаимодействие воспитателя с воспитуемым); ü интроперсональный уровень (самовоспитание). Отличительные признаки воспитания: · целенаправленность (наличие образца воспитания, ориентира); · соответствие хода процесса социокультурным ценностям; · присутствие определённой системы организуемых влияний. В содержании В. выделяют 3 компонента: 1. когнитивный; 2. потребностно-мотивационный и эмоциональный; 3. поведенческий. Содержание воспитания раскрывается через систему задач: · умственное воспит-е (развитие интеллектуальных способностей человека); · нравственное воспит-е (связано с накоплением нравственного опыта, знаний о правилах поведения; с развитием нравственных качеств личности); · трудовое воспитание (связано с развитием добросовестного отношения к различным видам труда); · эстетическое воспит-е (развитие эстетич-ого отношения к действительности);
· физическое воспит-е (физическое развитие, двигательные навыки, воля и характер); · гражданское воспитание (ответственное отношение к семье, обществу, планете); · экономическое воспитание (направлено на формирование экономического мышления, деловых качеств, предприимчивости); · экологическое воспит-е (бережное отношение к природе, ресурсам и т.п.); · правовое воспит-е (знание своих прав, обязанностей, ответственность за их несоблюдение, воспитание уважительного отношения к законам и правам). Закономерности и принципы воспит-я: Педагогич-ие закономерности воспит-я отражают объективную действительность воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Закономерности: a. В. зависит от соц-эк. развития общества, его культуры b. воспитание совершается только путём активности самого ребёнка. Мера усилий ребёнка должна соответствовать мере его возможностей; c. педагогический учёт актуальных потребностей ребёнка. Педагог должен предугадать эти потребности; d. В. связано с психическим развитием человека; e. Роль играет характер отношений между ребенком и обществом, ребенком и отдельными людьми, педагогом; f. необходимость проявления любви и уважения к ребёнку, признание за ним права существования таким, каков он есть; Принципы воспитания – основные положения, руководящие идеи, правила, определяющие содержание, формы и методы воспит-я. Они историчны, соответствуют господствующим представлениям о целях В. Основные принципы: 1. связь воспитания с жизнью; 2. соответствие воспит. процесса возрастным и индивидуальным особенностям детей; 3. единство воспитательного воздействия; 4. активность и самостоятельность детей в сочетании с педаг. руководством; 5. уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; 6. принцип опоры на положительное воспитание и обеспечение успеха деятельности; 7. преемственность и систематичность; Воспитанность – свойство человека. Воспитание должно быть личностно-ориентированным. Но в современном мире нет четко прописанных образцов воспитанности. В современной педагогике делается упор на принципы гуманистического воспитания: * ориентация на ценности и ценностное отношение; * принцип субъективности (необходимо содействовать развитию ребёнка, способности осознавать своё «Я» в связи с другими людьми); * принцип целостности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |