Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободный конспект – это сочетание выписок, цитат, тезисов




Текстуальный (цитатный) конспект - это конспект, созданный из отрывков подлин­ника – цитат.

План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочи­танного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, бы­стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

Этапы работы:

1. Составьте план прочитанного текста или вос­пользуйтесь готовым.

2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируйте и запишите вывод.

Характеристика конспекта: строится из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, как правило, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.

Этапы работы:

1. Прочитав текст, отметьте в нем основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект.

2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1).... (цитата);

.... (цитата);

.... (вывод).

2) основные вопросы; доказательства (цита­ты); выводы.

3. Прочтите написанный текст, сверьте его с ори­гиналом.

4. Сделайте общий вывод.

Характеристика конспекта: он требует серь­езных усилий при составлении; в высшей сте­пени способствует усвоению материала, тре­бует умении активного использования всех ти­пов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы:

1. Используя имеющиеся источники, выберите материал по интересующей теме, изучите его и глубоко осмыслите.

2. Сделайте необходимые выписки основных мыслей, цитат, составьте тезисы.

3. Используя подготовленный материал, сфор­мулируйте основные положения по теме.

Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту, иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, - тематический конспект.

Тематический конспект – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.

Характеристика конспекта: он может быть об­зорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же во­прос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы:

1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно на современном уровне.

2. По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.

3. Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.

4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

Как добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями?

Для этого в первую очередь прочитывается весь текст, определяется его главная мысль, отбирается материал, который развивает эту мысль в логической последовательности. Текст делится на части (абзацы), указываются их границы. Особое внимание обращается на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений.

5. Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.

6. Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его, если необходимо – доработайте.

Приступая к работе над конспектом, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план.

2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.

3. Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.

4. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

5. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами.

Конкретный пример по составлению плана, тезисов, конспекта (по статье К.А.Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" Раздел 10, гл.1./Хрестоматия по истории зарубежной педагогики…. Стр.238).

план тезис конспект
1.Воспитание всемогуще а)зависимость воспитания от различий государственного строя б)зависимость воспитания от социального положения человека Воспитание делает нас тем, чем мы являемся. Различия в государственном строе приводят к различным плодам воспитания. Тот, кто, не имея талантов, без труда может удовлетворить свои потребности и прихоти, лишен стимула к просвещению и деятельности. Самое сильное доказательство могущества воспитания – это постоянно наблюдаемая зависимость между различными видами воспитания и их различными продуктами или результатами. Люди, которые при свободном правительстве бывают обыкновенно искренними, честными, талантливыми и гуманными, при деспотическом правительстве становятся низкими, лживыми, подлыми, лишенными таланта и мужества; это различие в их характере является плодом различия воспитания, получаемого ими при том или другом из этих правительств. Если в возрасте шести или семи лет савояр уже бережлив, деятелен, трудолюбив и верен, то это потому, что он беден, голоден, потому что он живет с соотечественниками, наделенный теми качествами, какие требуются от него, словом, потому, что его воспитателями являются пример и нужда – два властных наставника, которым все повинуются… Почему государей упрекают почти в одинаковом воспитании? Потому что они не нуждаются в свете знания: им достаточно захотеть, чтобы достигнуть удовлетворения своих потребностей и своих прихотей. Военные бывают обыкновенно в молодости невежественными и развратными. Почему? Потому что ничто не понуждает их учиться. В старости они часто глупы и фанатичны. Когда прошла пора разврата, невежество неизбежно делает их суеверными.

Вывод по 1 главе (это не всегда!): Ум и таланты у людей всегда суть продукты их стремлений и их особого положения. Наука о воспитании сводится, может быть, к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило бы их приобрести желательные таланты и добродетели.

Конкретный пример по составлению плана, тезисов, конспекта (по статье Ф.В.Адольфа Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей" Гл. 3.(Хрестоматия по истории зарубежной педагогики... Стр.359).

план тезис конспект
1.Исходный пункт – уровень развития ученика. 2.Принцип непрерывности в обучении. 3.Принцип основательности в обучении. 3а. Суть подлинной основательности обучения. 4. Способ обучения, или метод предмета. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика. Принцип непрерывности относится к субъекту, к обучаемому индивиду. Не вести ученика дольше, прежде чем он будет в силах преодолеть следующую ступень. Учи как можно меньше! Различные вещи нельзя преподавать и изучать одинаковым образом. Уровень развития ученика надо определить до начала его обучения. Так как умственное развитие связано с законом постепенности, то обучение должно следовать этому закону. Без знания уровня развития невозможно правильное обучение. Иначе ведь неизвестно, что следует предпослать, с чем нужно установить связь. Учитель должен досконально знать уровень развития и знаний ученика. Достигнуть этого можно только посредством знания жизни, молодежи и в особенности практических представлений людей, не обладающих научным образованием, но наделенных обыкновенным здравым смыслом и повседневным опытом. Опыт является той основой из которой следует исходить в обучении. Опыт этот примитивный. Его следует довести до их сознания, т.е. заставить выразить его словами, уяснить и уточнить. Учитель должен стать светочем разума и просвещения ученику, который уличен в своем мнении и направлен им на путь истины. То обучение непрерывно, которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели воспитания: развитие самостоятельности и полное знание предмета. Ни один предмет не должен и не может быть исчерпан на какой-либо ступени юношеского обучения. Истинное умственное образование требует, напротив, частого возвращения к важным предметам, потому что только повторные занятия трудными вещами в различное время и на различных ступенях умственного развития приводят учащегося к полному овладению ими. Старые учителя следовали обратному принципу: они учили по возможности больше, излагали как можно больше, нагромождали материал…, держались мнения: вреда от этого быть не может, выученное не составляет бремени. Что неприменимо сейчас же, что не является необходимым для продвижения вперед, того учить не надо! Учи как можно меньше! Когда ты будешь занимать ученика лишь наиболее существенным, лишь самым главным, тогда ты сможешь основательно взяться за этот материал, запечатлеть его неизгладимым образом в сознании ученика. Это и есть подлинная основательность. Как следует излагать данный предмет сообразно с законом развития человеческой природы и уровнем развития учеников? Один и тот же предмет иначе преподается мальчику, чем юноше, иначе 14-летнему, чем 10-летнему. Значит, уровень развития ученика определяет метод преподавания предмета. Субъективный уровень развития всегда должен служить мерилом.

Как делать выписки (выдержки)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.