Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские идеи В.С. Соловьева




Представители русской религиозной философии.

Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и к-ры, с одной стороны, и с др. – на длительном процессе развития отечественной философской мысли.

Религиозно-идеалистич-ая философия нач. 20в. следовала по пути славянофилов и отличалась от них положит-ой оценкой современных им исканий западной философской мысли. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия и западной религии и к-ры оказала воздействие на философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова и др.

Розанов. Был глубоко верующим человеком. Постоянно размышлял о вере, о человеч-ой любви, о родине, России. Выступал против темных саморазрушительных сил в русской натуре. Нигилизм и революция, для Р., были однопорядковыми явлениями. В рев-ции видел лишь разрушение нац-ой жизни, «конец России».

Бердяев. Ведущие темы: моральная тема (занявшая центральное место в его творчестве); проблема сущности и существования человека; историческая, социальная тема. Истоки кризиса современной цив-ции по его мнению состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Выход из кризиса виделся им в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

Шестов. Был одним из зачинателей русского философского Ренессанса. Свою гл.идею – утверждение философии теоцентризма, всецело основанной на вере, обосновывает путем док-ва иррациональности бытия и острой критики философии рационализма. Вывод: истинная философия вытекает из того. Что есть Бог.

 

Соловьев (1853–1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Утверждал, что человеч-ое познание своей истории носило односторонний хар-ер. Европейская философия и наука расчленили действительность на части, противопоставили мир и человека, и поэтому не смогли дойти до цельного знания. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включаются Соловьевым в процесс познания как подчиненные моменты.

Внешний опыт (наука) могут давать лишь материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются опыт внутренний, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера. Знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой.

Олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. à Т.о. С. ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания.

· Эволюционная теория всеединства: мир в своем развитии проходит ч/з два этапа: первый (до человека) – эволюция природы; второй (деят-ть человека) – история. Конечным результатом развития мира является утверждение царства божьего, воссоединение мира со своим творцом – Богом, т.е. восстановление абсолютного всеединства. Весь представляемый процесс движения к абс.всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека.

Человек, по С., связан с двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремится. Для достижения «истинной жизни» человечество должно пройти путь от природного состояния к духовному.

· Смысл истории состоит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осущ-ия им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом. В центре всемирной истории находится Христос. Если началом истории является становление «абсолютного всеединства» в хаосе бытия, то ее конец – в создании царства Божьего на земле. Здесь достигается полнота человеческой жизни и замыкается круг развития, происходит соединение человека с абсолютным началом – Богом.

· В этической концепции Соловьева первоосновами нравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Предметом нравственной философии является понятие добра как правды. Смысл жизни – в служении добру, в его «историческом делании» и оправдании. С. выступал за уважение «нравственного достоинства личности», за неотъемлемое право каждого человека на собственное развитие «своих положительных сил». Идеал совершенного добра дает только христианство, оно указывает человеку его абсолютную задачу. Соловьев считал, что целью христианской политики д/быть уничтожение экономического рабства и эксплуатации человека человеком, достижение справедливой организации труда и распределения и т.п.

· В эстетике исключительным предметом искусства С. видел красоту – это добро и в то же время истина, чувственно воплощенная в материальном бытии. Всеединство, к-ое выступает в сфере нравственной как добро, проявляется в чувственных формах внешней действит-ти как прекрасное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.