Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения




Философия А. Блаженного.

А. Блаженный. (354–-430). Его учение о бытии близко к неоплатонизму. По А., все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная. Размышления А. о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По А. время – есть какое-то протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Учение А. о божественной благодати в ее отношении к воле человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.

В своем знаменитом труде «О граде Божьем» предложил первый вариант периодизации всемирной истории, согласно к-ому она началась с наказания людей за их первородный грех и закончится, после длительного периода искупления этого греха, отделением праведников от грешников в день Страшного суда и окончательным воздаянием каждому по его заслугам. Вся история человечества это борьба 2-х градов и каждый человек выбирает местообитания своей души.

 

Эп. Возрождения (Ренессанса) (14–нач.17в.) знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. материального производства, а следовательно развитием техники, естествознания, механики, математики. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. потребности общественно исторической практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители этой эпохи, общим пафосом к-ой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости им счастье.

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философская антропология эп. Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры – гуманизма. В широком смысле слова он представляет собой образ мышления, к-ый провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эп. Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное отношение его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

· Термин «гуманизм» (от лат. человечность) употреблялся еще в 1в. до н.э. римским оратором Цицероном, для к-ого – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название – гуманитарные дисциплины.

Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304–74), по убеждению к-ого прийти к новому расцвету лит-ры, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Он считал, что содержанием подлинной философии д/стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

· Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в к-ом огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеч-ой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Напр., по мнению Баттисты Альберти (1404–72) человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

· Гуманистическая мысль вт.пол.15в.идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Кульминацией антропоцентризма становится мысль Джованни Пико дела Мирандола о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

· Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эп. Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

· Присутствие Бога в философии предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, т.о., включает и антиклерикальные взгляды, т.е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.