КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы философии эп.Возрождения
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохи (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. (Кузанский, Бруно, Альберти, Мирандола). Если философия Средневековья теоцентрична, то особ-ть философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, к-ая зародилась в Италии, а на рубеже 15–16вв. становится общеевропейским явлением.
Социально-философская мысль. Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам гос-ва, основанные на реалистических принципах политические теории Николо Макиавелли и Франческо Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Н. Макиавелли (1469–1527). Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, познавая силу обстоятельств, к-ые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории М. считает вирту – воплощение человеч-ой энергии, умения, таланта.
Задачу полит-ой науки М. видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеч-ой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Теоретическое рассмотрение пол-ки было освобождено от абстрактного морализирования. Заслуга М. состоит в том, что он низвел пол-ку с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, и с др. – до искусства возможного. Натурфилософия. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Их творчество способствовало не только изменению образа мира, но и преставлений о науке, об отношении м/д теорией и практикой. Успехи в развитии естествознания определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением 16в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Н. Кузанский (1401–1464) утверждал идею Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Утверждал о мощи человеческого познания, о взаимосвязи всех природных явлений, о бесконечности Вселенной. Рассуждал о возможности применения математических понятий в познании природы. Дж. Бруно (1548–1600). Его этические воззрения заключаются в утверждении «героического энтузиазма» безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, к-ые возвышаются над размеренной повседневностью.
Философия Нового времени (17в.) 17в. – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. На формирование философской картины мира оказали влияние открытия научной рев-ции 16–17вв., в результате к-ых возникло новое естествознание. Напр., Коперник разработал гелиоцентрическую картину мира. Согласно его учению Земля находится в движении и не является центром мира. Она вращается вокруг своей оси и вместе с прочими планетами вокруг Солнца. Он полагал, что движение Земли и др.планет происходит равномерно по круговым орбитам. Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество различных ученых способствовало развитию естествознания. Вместе с развитием этой науки возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этой проблемы оформились 2 осн. течения западноевропейской философской мысли 17в. – эмпиризм и рационализм. 39. Ф. Бекон – родоначальник новоевропейского эмпиризма. Эмпиризм (с греч – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, пр.всего научно организованный опыт или эксперимент. Бэкон – родоначальник эмпиризма, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку и знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила» или «Знание - власть». «Мы столько можем, сколько мы знаем». Исходя из познавательных возможностей человека, к-ые включают в себя память, разум и воображение, Б. разработал классификация наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении – поэзия, лит-ра и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Главное затруднение в познании природы, по мысли Б., находится сейчас не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Суть в том, чтобы идти совершенно иным путем, иным методом.
Метод – это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершенная способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму человеку – мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е. активное испытание природы. Главное условие прогресса знания – совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой к-ой является правильная индукция.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |