Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (текст к заданию 1.2)




Обсуждение в парах и четверках результатов выполнения заданий 1.2, 2.2, 2.3. Коррекция и представление результатов.

Часть

Осуществите структурный анализ урока; результаты анализа оформите в виде таблицы 18.

Осуществите аспектный анализ урок; результаты анализа оформите в виде таблиц 16, 17.

Часть

II. Проведение занятия

 

2.1. Посетите урок; составьте подробный конспект содержания урока по плану:

1. Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, Ф.И.О. учителя, предмет, количество учащихся, условия, в которых проходит урок и т.д.

2. Заполните таблицу 15, зафиксировав в ней свои наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке.

 

 

2.5. Самостоятельная работа: письменно проанализируйте посещенный вами урок по следующему плану (работа наряду с таблицами 15-18 сдается на проверку преподавателю):

1. Тип, структура урока.

2. Цель и задачи урока.

3. Степень рационального использования времени на разных этапах урока.

4. Научность, логика изложения содержания урока.

5. Доступность, занимательность содержания урока.

6. Методы и формы организации обучения; соотношение репродуктивных и проблемных методов обучения.

7. Применение технологий обучения (указать каких).

8. Использование наглядных, дидактических, технических средств обучения.

9. Элементы индивидуализации обучения: учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей учащихся, уровня их развития, обученности и воспитанности.

10. Сочетание работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной работы учащихся.

11. Характеристика деятельности учащихся на уроке: степень их познавательной активности, наличие интереса к уроку и учебно-познавательной деятельности, умение размышлять, проявления эмоций и чувств на уроке, работоспособность.

12. Характеристика деятельности учителя на уроке: личностные качества, проявленные на уроке; общая и речевая культура учителя; стиль общения с учащимися, манера держаться, мимика, жесты, элементы актерского мастерства; умение организовать работу класса на всех этапах урока, умение оценивать результаты учебной деятельности учащихся.

13. Общая оценка урока.

2.6. Итоговая рефлексия:Реализация метода «Рефлексивный круг»:

Дайте оценку своим умениям наблюдать, фиксировать и осуществлять разные виды анализа урока; укажите, с какими трудностями вы столкнулись в ходе подготовки и проведения лабораторного занятия.

«Основной показатель педагогического профессионализма учителя – урок, поэтому и преподавателям, и методистам, и школьной администрации необходимо владеть мастерством анализа. […] В педагогической лексике закрепилось понятие анализ урока, хотя сама процедура анализа – это сложное многошаговое действие, включающее в себя наблюдение, размышление, собственно анализ и синтез как постижение сущности явления, которое открылось нашему наблюдению. […] Важно понимать, что любой анализ, а анализ урока в особенности, привносит в деятельность педагога научную (по сути исследовательскую) составляющую, поскольку является основным методом познания. Задача это непростая, а к выполнению ее по существу не готовят. В практике работы руководители и учителя школы часто овладевают умениями анализа самостоятельно и далеко не всегда успешно. […]

Анализ урока – один из самых дискуссионных тем педагогической деятельности. […] Единой, устоявшейся точки зрения нет. Попытки обобщения и систематизации предложены Ю.А. Конаржевским в книге «Анализ урока», С..В. Кульневичем – в «Анализе современного урока». С.С. Татарченкова предложила вариант классификации видов анализа […]. В частности, она выделяет четыре основных вида:

· Структурный анализ: предметом анализа и основой структуры урока являются восемь его этапов (Ю.А. Конаржевский).

· Системный анализ существует в двух вариантах: первый, где в основе взаимосвязанные компоненты урока – цель, содержание, методы, формы, результат (Т.И. Шамова); второй, в основе которого два структурных компонента: учитель и ученики – и три системообразующих фактора: цель – результат, содержание и способы деятельности (В.П. Симонов).

· Аспектный анализ: в основу анализа положен один из аспектов урока: общедидактический, развивающий, личностно-ориентированный, психологический, валеологический […] (Г.К. Селевко, С.В. Кульневич). […] Схема для анализа урока содержит указания-установки, на что необходимо обратить внимание. Она сдерживает стихию непроизвольного внимания, дает возможность сконцентрироваться на ограниченном перечне признаков и элементов […]. В целом, можно констатировать, что анализ урока подчиняется трехфазному ритму познания […] Б.М. Кедрова:

1) Сначала схватываются факты, характеристики, лежащие на поверхности. Это мы делаем непосредственно на уроке.

2) После урока наступает собственно фаза анализа; «дробление» урока на отдельные части, фрагменты, стороны, признаки.

3) Фаза синтеза – установление причинно-следственных. Для того чтобы осуществить эту фазу, времени требуется иногда больше, чем на две предыдущие фазы.

[…] системный взгляд на урок предполагает непременное выделение в нем, по меньшей мере, трех основных компонентов, важных при характеристике любой деятельности: содержательно-целевой (работа с целями, работа с содержанием, владение содержанием, основной замысел урока, ведущие идеи); организационно-практический (факты, характеризующие методическую деятельность учителя; факты познавательной деятельности учащихся; формы и виды взаимодействия учителя и учащихся); контрольно-оценочный (признаки результативности урока, отношение к ошибкам учащихся, адекватность и разнообразие оценочной деятельности). (Приводится по: Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2008. – С. 109-119).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.