Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по реализации дисциплины в образовательном процессе




Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины

Список литературы

Содержание текущего и итогового контроля

Виды самостоятельной работы студентов

Содержание дисциплины

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Объем дисциплины и виды учебной работы

Требования к усвоению дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину социальная педагогика должен обладать следующими компетенциями:

- общекультурными(ОК):

ОК-1 - способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

ОК-5 - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами.

 

- общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-5 - готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

ОПК-7 - готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;

ОПК-8 - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

ОПК-10 - способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

ОПК-11 - готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего) 39/10
Лекции 18/4
Семинарские (практические) занятия 18/6
Лабораторные занятия -
Самостоятельная работа  
Общая трудоемкость 72/10

 

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
  зачет

 

5.1 Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

 

Разделы, темы Лекции (кол-во час.) Практические (семинарские) занятия (кол-во час.) Лабораторные занятия (кол-во час.) Самостоя-тельная работа (кол-во час.)
  Социальная педагогика как наука.        
  Сущность социального воспитания.        
  Социализация как социально-педагогическое явление.        
  Факторы социализации.        
  Сущность социально-педагогической деятельности социального педагога.        
  Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности.        
  Социально-педагогическое исследование в профессиональной деятельности социального педагога.        
  Досуговая деятельность и ее значение для социального становления личности.        
  Содержание социально-педагогической деятельности с семьей.        
  Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема.        
  Социально-педагогические технологии.        
  Итого:     -  

5.2 Тематическое планирование.

Раздел ГОС Лекции (тем №…) (кол-во час.) Практические занятия (тема №…) (кол-во час.) Лабораторные работы (тема №) (кол-во час.)
  Социальная педагогика как наука. 1. Социальная педагогика как наука.   1. Социальная педагогика как наука.   - -
  Социально-педагогическая деятельность. 1.Сущность социально-педагогической деятельности социального педагога. 2.Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности. 3.Социально-педагогическое исследование в профессиональной деятельности социального педагога.         1. Система профессиональной подготовки социальных педагогов.     - -
  Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. 1.Социализация как социально-педагогическое явление.   1.Социализация как социально-педагогическое явление. 2.Факторы социализации.     - -
  Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. 1.Сущность социального воспитания.     1.Досуговая деятельность и ее значение для социального становления личности.   - -
  Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).   1. Содержание социально-педагогической деятельности с семьей. 2. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема. 3. Социально-педагогические технологии.       1. Содержание социально-педагогической деятельности с семьей. 2. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема. 3. Социально-педагогические технологии.       - -

 

5.3 Содержание дисциплины и результаты ее изучения.

 

№ п/п Тема и её содержание Интерактивные формы проведения Результаты обучения, формируемые компетенции
1. Тема: Социальная педагогика как наука.(лекция) Понятие социальной педагогики. Предмет, объект и задачи социальной педагогики. Принципы социальной педагогики. Функции социальной педагогики. Соотношение социальной педагогики и социальной работы. Тема: Социальная педагогика как наука.(практическое занятие 1) Вопросы для обсуждения: 1. Место социальной педагогики в системе наук о человеке, социальных наук. 2. История становления социальной педагогии как науки. 3. Структура социальной педагогики как отрасли интегративного знания. 4. Категории социальной педагогики (заимствованные и собственные). Сравните их с категориями общей педагогики. 5. Методы социальной педагогики и покажите, когда, в каких условиях социальный педагог использует методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. 6. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.   ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
2. Тема: Сущность социально-педагогической деятельности социального педагога.(лекция) Понятие и структура социально-педагогической деятельности социального педагога. Механизм применения социально-педагогической технологии в деятельности социального педагога. Методы социально-педагогической деятельности. Основные виды социально-педагогической работы социального педагога. Этапы и методы социально-педагогического исследования. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики как составной части социально-педагогического исследования. Лекция-презентация ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
3. Тема: Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности.(лекция) Личностная характеристика социального педагога и его профессиональная компетентность. Структура профессиональной деятельности социального педагога, его социальные роли. Сферы деятельности и специализации социального педагога. Профессиограмма социального педагога. Тема: Система профессиональной подготовки социальных педагогов.(практическое занятие 2) Вопросы для обсуждения: 1. Сущность непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов, ее принципы. 2. Особенности подготовки социального педагога в средних профессиональных учебных заведениях. 3. Специфика подготовки социального педагога в вузе. 4. Содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования социальных педагогов. 5. Особенности и возможности системы переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов. 6. Кодекс этики социальных педагогов.   ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
4. Тема: Социально-педагогическое исследование в профессиональной деятельности социального педагога.(лекция) Понятие социально-педагогического исследования. Этапы и методы социально-педагогического исследования. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики как составной части социально-педагогического исследования.   ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
5. Тема: Социализация как социально-педагогическое явление.(лекция) Понятие, основные подходы к изучению социализации, ее сущность, направления, виды. Этапы (стадии) социализации. Факторы и механизмы социализации. Принципы социализации. Агенты социализации. Средства социализации. Тема: Социализация как социально-педагогическое явление.(практическое занятие3) Вопросы для обсуждения: 1. Сущность понятия «социализация». Соотношение понятий «социализация» и «социальное воспитание». 2. Подходы к трактовке содержания понятия социализация в зарубежных и отечественных социологических концепциях. 3. Особенности социализации в каждый возрастной период (детство, юность, зрелость, старость). 4. Характеристика групп задач социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. 5. Человек как субъект, объект и жертва социализации. 6. Взаимосвязь между воспитанием и социализацией ребенка. Тема: Факторы социализации.(практическое занятие 4) Вопросы для обсуждения: 1. Семейное воспитание как фактор социализации. Специфика социального воспитания в семье. 2. Социально-педагогические учреждения как фактор социализации. Многообразие видов социально-педагогических учреждений. 3. Школа как социально-педагогическая система. 4. Детские и молодежные общественные объединения и организации как фактор социализации. 5. История детского и молодежного движения в России, его развитие в современных условиях. 6. Виды и функции современных детских объединений. Роль подростковых клубов в социализации детей и подростков. Неформальные молодежные объединения. 7. Культурно-исторические традиции как фактор социализации. Традиции как формы передачи социальных ценностей, идей, взглядов, обычаев от одного поколения другому, как способ сохранения и развития народной культуры. Воспитательная ценность народных традиций. 8. Возрождение религии и религиозного воспитания: причины, противоречия, тенденции развития. 9. Воспитание средствами массовой коммуникации. Виды средств массовой коммуникации. Их роль в социализации подрастающего поколения. Практичесое занятие №4- Круглый стол ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
6. Тема: Сущность социального воспитания.(лекция) Становление социального воспитания в России. Сущность социального воспитания на современном этапе. Система социального воспитания в России. Тема: Досуговая деятельность и ее значение для социального становления личности. (практическое занятие 5) Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика досуговой деятельности как средства социального воспитания. Определение сущности досуговой деятельности в разных социологических подходах. 2. Задачи досуговой деятельности. Требования к организации досуга детей. 3. Основные направления деятельности социального педагога по организации детского досуга. 4. Содержание и формы досуговой деятельности в семье, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, школах. 5. Функции социального педагога в центрах досуга и творчества детей. Практическое занятие № 5- коллоквиум ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
7. Тема: Содержание социально-педагогической деятельности с семьей (лекция) Социальные проблемы современной семьи. Типы семейного благополучия. Основные функции социального педагога в работе с семьей. Составляющие социально-педагогической деятельности социального педагога с семьей. Модели помощи социального педагога семье. Роли социального педагога. Этапы работы с семьей. Формы социально-педагогической помощи семье. Тема: Содержание социально-педагогической деятельности с семьей. (практическое занятие 6) Вопросы для обсуждения: 1. Сущность, функции, социальные проблемы современной семьи. Социальный статус семьи. 2. Основные типы семей, их характеристика и влияние на социализацию личности ребенка. Особенности развития и социализации ребенка в зависимости от его позиции в семье. 3. Содержание деятельности семейного социального педагога. Семейный социальный педагог как посредник во взаимодействии личности, семьи, общества. 4. Направления деятельности семейного социального педагога 5. Семьи группы риска как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типы семейного неблагополучия и их влияние на социализацию ребенка. 6. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. 7. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей. 8. Алгоритм изучения семьи.   ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
8. Тема: Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема(лекция) Понятие, типы девиаций. Причины девиантного поведения детей и подростков. Характеристика форм девиантного (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция) и делинквентного (преступность) поведения детей и подростков. Социально-педагогическая деятельность социального педагога с детьми и подростками, склонными к различным формам девиантного и делинквентного поведения (профилактическая и реабилитационная деятельность). Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении детей и подростков. Тема: Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема(практическое занятие 7) Вопросы для обсуждения: 1. Условия и ситуацию риска как причины отклоняющегося поведения детей и подростков; механизм протекания отклонений в поведении (по Невскому И.А.). 2. Противоречивость понятий «трудный», «трудновоспитуемый» и «педагогически запущенный» подросток. Характеристика несовершеннолетних, имеющим устойчивое отклоняющееся поведение. 3. Основные социально-педагогические технологии, которые применяются в работе с детьми девиантного поведения. 4. Содержание профилактической деятельности социального педагога по предупреждению девиантного поведения ребенка. 5. Содержание социально-педагогическая деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. 6. Содержание социально-педагогическая деятельности по реабилитации несовершеннолетних осужденных.   ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
9. Тема: Социально-педагогические технологии.(лекция) Сущность социально-педагогической технологии. Взаимосвязь технологии и методики социально-педагогической деятельности. Классификация социально-педагогических технологий. Характеристика структуры социально-педагогических технологий различного типа (общих и функциональных). Алгоритм социально-педагогической деятельности как элемент социально-педагогической технологии. Технология социальной реабилитации личности. Тема: Социально-педагогические технологии.(практическое занятие 8) Разработка социально-педагогической технологии. Практическое занятие № 8 – проект ОК-1, ОК-5, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11
п/п Название раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
Количество часов в соотв. с тематическим планом Виды самостоятельной работы Сроки выполнения
1. Социальная педагогика как наука   глоссарий В течение модуля Письменный отчет
2. Факторы социализации   презентация   Защита презентации
3. Досуговая деятельность и ее значение для социального становления личности   доклад к текущему семинарскому занятию Сообщение-отчет
4. Социально-педагогические технологии.   проект к текущему семинарскому занятию презентация

Текущий контроль.

Формы контроля: коллоквиум

Содержание контрольных мероприятий:

Тема: Досуговая деятельность и ее значение для социального становления личности.

 

  1. Характеристика досуговой деятельности как средства социального воспитания. Определение сущности досуговой деятельности в разных социологических подходах.
  2. Задачи досуговой деятельности. Требования к организации досуга детей.
  3. Основные направления деятельности социального педагога по организации детского досуга.
  4. Содержание и формы досуговой деятельности в семье, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, школах.
  5. Функции социального педагога в центрах досуга и творчества детей.

 

Промежуточный контроль: тестирование

Формы контроля: зачет

Содержание контрольных мероприятий:

 

1. Развитие ведущих направлений в социальной педагогике XVIII-XIX вв. Становление социальной педагогики как науки.

2. Социальная педагогика в период научной революции ХХ в.

3. Становление и развитие социальной педагогики в 90-е годы ХХ века и в начале XXI века.

4. Проблемы усыновления детей в России.

5. Понятие социальной педагогики. Предмет, объект и задачи социальной педагогики.

6. Принципы и функции социальной педагогики.

7. Становление социального воспитания в России.

8. Сущность социального воспитания на современном этапе.

9. Система социального воспитания за рубежом.

10. Православие и социальное воспитание в истории России.

11. Понятие, основные подходы к изучению социализации, ее сущность, направления, виды.

12. Этапы, факторы и механизмы социализации.

13. Детские и молодежные общественные объединения как фактор социализации.

14. Роль подростковых клубов в социализации детей и подростков.

15. Социально-педагогические учреждения как фактор социализации.

16. Культурно-исторические традиции как фактор социализации.

17. Принципы, агенты и средства социализации.

18. Семья как институт социализации личности.

19. Личностная характеристика социального педагога и его профессиональная компетентность.

20. Структура профессиональной деятельности социального педагога, его социальные роли.

21. Сферы деятельности и специализации социального педагога.

22. Понятие социально-педагогического исследования. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики как составной части социально-педагогического исследования.

23. Этапы и методы социально-педагогического исследования.

24. Понятие и структура социально-педагогической деятельности социального педагога. Методы социально-педагогической деятельности.

25. Механизм применения социально-педагогической технологии в деятельности социального педагога.

26. Социальные проблемы современной семьи. Типы семейного благополучия. Основные функции социального педагога в работе с семьей.

27. Составляющие социально-педагогической деятельности социального педагога с семьей.

28. Модели помощи социального педагога семье. Роли социального педагога. Этапы работы с семьей.

29. Формы социально-педагогической помощи семье.

30. Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей группы риска.

31. Роль общественных организаций в профилактике социальных отклонений у детей и подростков, употребляющих спиртные напитки.

32. Деятельность социального педагога по социально-педагогической защите прав ребенка.

33. Социальный педагог в системе реабилитационной службы для детей и подростков.

34. Валеологическая модель деятельности социального педагога.

35. Понятие, типы девиаций. Причины девиантного поведения детей и подростков.

36. Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения несовершеннолетних.

37. Социальная реабилитация освободившихся из воспитательной колонии.

38. Профилактическая работа социального педагога при социальной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности детей.

39. Особенности социализации детей с девиантным поведением.

п/п Наименование Наличие в библиотеке (кол-во экз.)
  Дополнительная литература  
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с.  
2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). – М., 1998.  
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 440 с.  
4. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2002. - 159с  
5. Галагузова М.А. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник/Под ред.М.Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 543с.  
6. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 220с.  
7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2004. – 268с.  
8. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. - Минск: Амалфея, 2000. - 447с  
9. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.  
10. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.  
11. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.  
12. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 544 с.  
13. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.  
14. Лодкина Т. В.Социальная педагогика: Защита семьи и детства:Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 192с.  
15. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для вузов /Б.Н.Алмазов,М.А.Беляева,Н.Н.Бессонова и др. / Под ред.М.А.Галагузовой,Л.В.Мардахаева. - Изд.3-е,стер. - М.: Академия, 2006. - 191с.  
16. Методика работы социального педагога. / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.  
17. Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365с.  
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 200 с.  
19. Мустаева Ф. А.Основы социальной педагогики: Учебник для вузов. - М.; Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2002. - 415с.  
20. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.- Екатеринбург, 2003. – 528 с.  
21. Нагавкина Л.С.Социальный педагог: введение в должность: Материалы для работников образовательных учреждений/Крокинская О.К.,Косабуцкая С.А. - СПб.: КАРО, 2002.- 269с.  
22. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 72 с.  
23. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 159с.  
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 479с.  
25. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 256с.  
26. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.  
27. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов/И.М.Бгажнокова,С.А.Беличева,О.Е. и др. / Под ред.В.А.Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 270с  
28. Социальная педагогика: курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 416 с.  
29. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 272 с.  
30. Социальный педагог: введение в должность. Материалы для работников образовательных учреждений. – С-Пб., 2002.  
31. Тихомирова Е.И.Социальная педагогика [Текст]: Самореализация школьников в коллективе:Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005. - 143с.  
32. Фуряева Т.В.Проектное обучение в профессиональной подготовке социальных педагогов: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГПУ им.В.П.Астафьева, 2004. - 133с.  
33. Шакурова М. В.Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 272с.  
34. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 206 с.  

 

 

п/п № аудитории, кабинета / средства обучения Кол-во единиц оборудования Форма использования Ответственный (должность)
  Аудитории корпуса № 7      
  Видеопроектор   Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеоматериалов Абраменко О.С., заведующий метод.кабинетом
  Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор)   Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеофильмов Абраменко О.С., заведующий метод.кабинетом

10.1 Методические рекомендации для студентов.

 

Примерная технологическая карта по социальной педагогике

 

№ УЭ Тема Форма проведения Виды работы студентов Кол-во баллов по видам заданий Макс. к-во набр. баллов
УЭ 1. Социальная педагогика как наука. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 2. Сущность социально-педагогической деятельности. лекция Присутствие, наличие конспекта      
УЭ 3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 4. Социально-педагогическое исследование в профессиональной деятельности социального педагога. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 5. Социализация как социально-педагогическое явление. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 6. Сущность социального воспитания. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 7. Содержание социально-педагогической деятельности с семьей. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 8. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 9. Социально-педагогические технологии. лекция Присутствие, наличие конспекта    
УЭ 10. Социальная педагогика как наука. семинар Обязательные задания          
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии
Задания накопительной системы
Составление глоссария
УЭ 11. Система профессиональной подготовки социальных педагогов. семинар Обязательные задания    
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии
УЭ 12. Социализация как социально-педагогическое явление. семинар Обязательные задания    
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии
УЭ 13. Факторы социализации семинар Обязательные задания      
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии     Подготовка работы круглого стола
УЭ 14. Досуговая деятельность и ее значение для социального становления личности. семинар Обязательные задания    
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии  
УЭ 15. Содержание социально-педагогической деятельности с семьей. семинар Обязательные задания    
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии
УЭ 16. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема. семинар Обязательные задания      
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии
УЭ 17. Социально-педагогические технологии. семинар Обязательные задания    
Присутствие, наличие тезисов по вопросам Выступление на занятии
      Уровневые задания Итоговый контроль    
Итого по модулю      

 

В качестве методических рекомендаций студенту предлагается технологическая карта по изучению дисциплины «Социальная педагогика». В ней представлены виды заданий и количество баллов за выполнение каждого. (лекционные, практические – семинарские занятия) Карта составлена таким образом, чтобы студент-первокурсник мог видеть форму предлагаемой работы и тему занятий, самостоятельно формировать свою будущую отметку по данной дисциплине, в том числе автоматическое (без фактической сдачи) получение итоговой отметки по предмету. В технологической карте представлены обязательные виды заданий и задания накопительной системы, которые дают возможность студенту выбрать наиболее оптимальные для своих возможностей и интересов виды работ и получить необходимое количество баллов.

В соответствии с данной тех-картой необходимо посещать лекционные и семинарские занятия, иметь конспекты лекций и опорные тезисы по вопросам семинарских занятий, участвовать в дискуссии на практических занятиях, выполнять аудиторные письменные задания текущего контроля. Всё выше перечисленное позволяет набрать необходимый минимум баллов для допуска к сдаче зачета по предмету.

К заданиям накопительной системы относится подготовка доклада, создание презентаций, составление глоссария, работа в коллоквиуме, проектирование.

Доклад – публичное выступление, представляющее собой сообщение на определенную тему. В процессе подготовки доклада по предлагаемой теме данного курса следует учитывать следующее: длительность доклада 7-10 минут, содержание должно отражать суть изучаемого вопроса, иметь логически выстроенную структуру, на научном языке, в доступной для слухового восприятия форме, предполагаются вопросы аудитории и ответы на них докладчика.

Создание презентации предполагает выбор и оформление видеоряда каких-либо существенных позиций по изучаемому вопросу. Презентация кратко и наглядно излагает положения, которые отражают глубину и значение выбранного материала. Объем презентации может составлять 10 слайдов. Кроме этого необходимо сопровождать презентацию методическим материалом, содержащим более широкий спектр, цитаты из работ, первоисточников, статей, послуживших основой для создания данной презентации. Также презентация может представлять собой схематическое изображение изучаемого вопроса, таблицы, графики и т.п. В данном случае методическое сопровождение также необходимо. Следует подчеркнуть, что содержание презентации и ее сопровождения продумывается студентом и отражает логику изучения им вопроса.

Глоссарий составляется по данному курсу и представляет собой справочник терминов с комментариямии примерами. Он используется студентом в течение всего периода изучения данного курса и составляется к первому семинарскому занятию. Перечень терминов составляется на основе вопросов семинарского занятия, а также предоставляется преподавателем непосредственно в процессе его проведения.

Кроме того, согласно тех-карте, в качестве готовности к семинарским занятиям студент должен иметь тезисы по его вопросам, представленные в письменной форме. Тезисы – это положения, кратко излагающие какую-нибудь идею, а также од­ну из основных мыслей лекции, доклада, основные положения текста. Тезисы содержат основные мысли в форме утверждения или отрицания. Они выделяются, извлекаются из текста. В каждом положении содержится одна мысль. Тезисы служат для сохранения в памяти информации и основой для выступления на конференции, семинаре и т.д.

Типы тезисов:

1.Основные тезисы - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника.

2.Простые тезисы - это главные мысли, входящие иногда составной частью и конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов (выделяются при первом ознакомлении из многих частей произведения вне зависимости oт общей направленности).

3. Сложные (включают в себя основные и простые).

Тезисами, а также выписками и цитатами студент может пользоваться при участии в дискуссии на семинарском занятии или в ходе самостоятельного ответа по вопросу. Использование тезисов предполагает их пересказ, то есть самостоятельное устное изложение. Допускается зачитывание авторских цитат, фрагментов анализируемого художественного текста.

Кроме указанных выше видов работ, в ходе изучения данной дисциплины предполагается выполнение аудиторных письменных работ в качестве текущего контроля. Результаты этих работ оцениваются в баллах и суммируются в итоге выстраивания рейтинга студента.

Исходя из специфики данной дисциплины, которая заключается в большом объеме работы с печатными материалами, предлагаемых к семинарскому занятию, текста учебных пособий, дополнительной литературы, необходимо знакомиться с заданиями семинарских занятий, теоретическими вопросами заблаговременно.

Следует учитывать, что подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов, презентаций не может быть ограничена работой только с учебными пособиями по данному курсу. Для данных видов работ необходимо изучения широкого спектра печатных изданий, в том числе периодических – журналов, сборников статей и т.п.

Учебные пособия, рекомендуемые данным учебно-методическим комплексом необходимы, прежде всего, для подготовки к практическим занятиям, сдаче зачета по курсу, а также для общей ориентировки в материале в ходе подготовки к практическим занятиям.

 

10.2 Методические рекомендации для преподавателей.

Программа курса «Социальная педагогика» предназначена для студентов дневного отделения по направлению подготовки «050400 – Психолого-педагогическое образование» и включает обязательный минимум содержания: социальная педагогика как наука; социально-педагогическая деятельность; социализация как контекст социального воспитания; социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Целью курса является формирование личности будущего специалиста посредством знакомства с основами социальной педагогики, умение использовать полученные теоретические знания в практической психолого-педагогической деятельности.

Изучение курса предусматривает связь с рядом наук: педагогикой, психологией, историей, философией и связанных с ними учебных дисциплин.

Настоящим учебно-методическим комплексом предусмотрено изучение монографических и обзорных тем курса в хронологической последовательности.

В процессе изучения курса используются следующие работы: лекции, лекция-презентация, лекция вдвоем, семинарские занятия, коллоквиумы, «круглые столы».

Учитывая то, что данная дисциплина предназначена для студентов-первокурсников, кроме традиционных лекций используются лекции-презентации, которые помогают четко структурировать самое основное в изучаемом материале, наглядно показать отдельные аспекты изучаемых процессов или явлений. Лекции вдвоем позволяют активизировать студентов, лично заинтересовать их в изучаемой дисциплине, позволяют формировать умение работать с материалом, реферировать литературные источники.

В ходе практических занятий предполагается использовать такие интерактивные формы как коллоквиум, «круглый стол», презентация. Они способствуют личному включению в работу на занятии каждого студента, а так же повышают интерес к предмету.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.