Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовое воспитание: сущность и функции, система трудового воспитания, критерии трудовой воспитанности




 

Трудовое воспитание - процесс вовлечения школьников в педагогически организованные виды трудовой деятельности с целью формирования у них психологической и практической готовности к труду, сознательному выбору профессии. Систему трудового воспитания учащихся можно представить четырьмя взаимосвязанными блоками: 1) трудовое воспитание в учебном процессе; 2) трудовое воспитание во внеучебной работе школы; 3) трудовое воспитание в семье; 4) трудовое воспитание во внешкольной работе. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: 1) ознакомление школьников с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством, техникой и технологиями, социально-экономическими проблемами; 2) вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда (планировать свою деятельность; организовывать свое рабочее место, свой труд; работать со схемами, чертежами, картами; владеть мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.); работать с простейшими инструментами, станками и др.); 3) развитие нравственно-трудовых качеств личности: трудолюбия, долга и ответственности, целеуствемленности и предприимчивости, деловитости, профессиональности, честности, добросовестности, уважения к людям труда и результатам их деятельности и др.; 4) формирование у школьников мотивов трудовой деятельности, развитие познавательных и профессиональных интересов, наклонностей и способностей, стремления применять знания на практике, потребности в творческом труде; 5) побуждение учащихся к сознательному выбору профессии и получению допрофессиональной подготовки. Названные задачи отражают содержание работы школы по трудовому воспитанию школьников. Среди средств трудового воспитания ведущим является труд. Воспитательные возможности труда реализуются при соблюдении следующих условий: 1) органическая связь труда с процессом обучения (в труде учащиеся должны находить практическое применение знаний и умений); 2) сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьников (школьникам должна быть очевидна значимость труда, они должны быть убеждены в его целесооб разности и полезности для общества, семьи и себя); 3) доступности и посильности труда (труд должен требовать от школьников напряжения сил, но трудовые задания не должны быть непосильными, а подбираться в соответствии с их возможностями и способностями); 4) продуманная организация труда школьников (должна быть определенная система включения школьников в трудовую деятельность с четким определением задач, порядка выполнения, распределения обязанностей, выделения ответственных, определения формы проведения и т.д.); 5) сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности школьников (с одной стороны, необходимо сотрудничество школьников в коллективе, с другой - каждый должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения); 6) заинтересованность (моральная, материальная) школьников в результатах своего труда. Основные пути осуществления трудового воспитания: Трудовое обучение - специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование знаний и умений в области труда. Формы: уроки труда, практикумы, экскурсии на производство и т.д. Участие школьников в различных видах труда: 1) Самообслуживание. Формы: уход за своими вещами, дежурство, уборка школьных помещений, ремонт книг, мебели и т.д. 2) Общественно полезный труд. Формы: шефство, благоустройство района, помощь предприятиям промышленного и сельскохозяйственного производства, фермерам, сбор лекарственных трав, макулатуры, патруль по охране лесов и водоемов и т.д. 3) Производственный труд. Формы: учебно – производственные бригады, лесничества, школьные кооперативы, учебные цеха предприятий, семейный подряд, фермы, бюро услуг и др. 4) Учебный труд (интеллектуальный и физический). Все формы организации процесса обучения, которые сегодня используются в ходе преподавания учебных дисциплин. Внеурочная воспитательная работа. Формы: тематические вечера, встречи со специалистами и новаторами производства, предпринимателями, деловыми людьми, преподавателями учебных заведений, защита рефератов о профессиях и т.п.

Показатели трудовой воспитанности: потребность школьника в труде; интерес к труду; трудовая активность; наличие знаний о производстве, трудовых умений; готовность к выбору профессии; творческое отношение к процессу труда; трудовая дисциплинированность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.