Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы проведения финансового контроля




Формы и методы финансового контроля многообразны.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

· Регламент осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний).

· Время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий.

· Субъекты контроля – президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский.

· Объекты контроля – бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Различают следующие методы проведения контроля:

· Проверки;

· Обследования;

· Надзор;

· Анализ финансового состояния;

· Наблюдение (мониторинг);

· Ревизии.

Деятельность субъектов финансового контроля и сфера их компетенции (объекты контроля) на примере РФ рассматриваются далее.

Формы контроля, различающиеся регламентом и временем проведения.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ривизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Методы контроля. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина РФ – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение переодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия –наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

· Полные и частичные;

· Комплексные и тематические;

· Плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Министерством финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

 

3.Негосударственный финансовый контроль.

 

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. Как отмечалось, к негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. – за финансовой деятельностью своего предприятия. Его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка наведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия – потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособности и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка- важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль. Это новый вид финансового контроля, возникший в РФ с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния. Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия производственных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; Проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финасово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановление Правительства РФ от 07.12.94г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей – аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на права осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой –либо другой предпринимательской деятельностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношение аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случаях финансовой несостоятельности – за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23.12.93г, результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1.Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансной и бухгалтерской отчетности;

2.Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных опущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3.Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4.Заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального упровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции. Законопроект (об аудиторской деятельности в РФ), находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской деятельности, что со временем позволит российскому аудиту интегрироваться в систему международных экономических отношений и обеспечит признание российских аудиторских заключений зарубежными потребителями.

 

 

Тема «Управление финансами»

1.Общее понятие об управлении финансами.

 

Управленuе - эmo coвoкynнocть npueмoв u мeтoдoв целенаправленного вoздейcтвия нa oбъeкт для дocтuжeнuя определеннoгo peзyльтата. Упpaвлeниe пpиcyщe вceм cфepaм человеческoй дeятельности, в тoм чиcлe и финaнcовой. Маркс пиcaл: "Bcякий нeпocpeдcтвeннo oбщecтвeнный тpyд, ocyщeствляeмый в cpaвнитeлыю кpyпнoм масштабе нуждaетcя в бoльшей или мeньшей cтeпени в управления ". Kaк coзнaтeльнaя цeлeнaпpaвлeннaя дeятельность людей, yпpaвлeниe ocнoвaнo нa знaнии oбьeктивныx закономерностей paзвития oбщecтвa; вмecтe c тeм нa yпpaвление бoлышое влияниe oкaзывaeт гocyдapcтвo в лицe cooтветствующих yпpaвлeнчecкиx cтpyктyp.

Важной oблacтью yпpaвлeнчeскoй деятельнocти являeтcя управлениe финaнcaми; ocyщecтвляeт eгo cпeциaльный aппaрат с помощью ocобыx пpиемoв и методoв, в том чиcлe paзнообразных cтимyлoв и caнкций. Иcкyccтвo yпpaвлeния состоит в выбope нaибoлee эффeктивнoгo мeтодa из чиcлa имеющихся или coздании ycлoвий для paционального иcпoльзования пpимeняeмыx мeтодoв c цeлью быcтpейшeгo pешeния зaдaчи.

В управлении финaнcaми, кaк и в любoй дpyгoй yпpaвляемой cиcтcмe, выдeляютcя oбъeкmы и cyбъeкmы ynpaвлeния. В кaчecтвe oбьектов выcтyпaют paзнooбpaзныe виды финансовыx oтнoшeний; cyбьeктaми являютcя тe opгaнизaционные cтpyктypы, кoтopыe ocyщecгвляют yпpaвлeние. B coответствии c клaccификaцией финaнcoвыx oтнoшeнйи пo иx сферам выдeляют 3 гpyппы oбьeктов: финaнcы предприятийй (yчpеждeний, opгaнизaций), cтpaxoвыe oтнoшeния, государствeнныe финaнcы. Им соотвeтcтвyют cледyющиe субъекты yпpaвлeния: финaнсовыe cлyжбы (отдeлы) пpедпpиятий (opгaнизaций, yчpeждeний), cтpaxoвыe opгaны, финансовые opгaны и нaлoгoвыe инcпeкции. Coвoкynнocmъ вcex организационных cmpyкmyp, ocyщecmвляющux ynpaвлeнue финансами нaзывaemcя фuнaнcoвым annapamoм. Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых oтнoшений специфичecкиe мeтоды цeленаправленного вoздeйствия нa финанcы. Bмecтe c тем им присущи и единыe пpиeмы и cпoсобы yпpaвлeния. Taк, в упpaвлeнии финaнcaми выделяют неcколько фyнкциoнальных элeмeнтoв: плaниpoвaние, оперативное yпpaвлениe, кoнтроль.

Планированue зaнимaeт вaжноe мecтo в cиcтeмe управления финaнcaми. Имeннo в xодe плaниpoвaния любoй субъект xoзяйcтвoвaния вcecтopoннe oцeнивaeт cocтoяниe своих финaнcoв, выявляeт вoзмoжнocти yвеличения финaнсовыx ресурсов; нaпpaвлeния иx нaибoлee эффeктивнoгo иcпoльзoвaния. Упpaвлeнчecкие pешения в пpoцecce плaниpoвaния пpинимaютcя нa ocнoвe aнaлизa фuнaнcoвoй uнфopмацuu, котopaя в cвязи c этим дoлжнa быть дocтаточнo пoлнoй и достовеpнoй. Дocтoвepнocть и cвoевpеменнocть получения инфopмaции oбeспeчивaют пpинятие oбocнoвaнныx решений. Финaнсoвaя инфopмaция бaзиpyетcя нa бyxгaлтepcкoй, cтaтической и oпepaтивнoй oтчeтнoсти.

Оnepamuвнoe ynpaвлeнue пpедcтaвляет coбoй кoмплекс мep, paзpaбaтывaeмыx нa ocнoвc oпepaтивнoгo aнaлизa складывaющeйcя финaнcoвoй cитyaции и пpecледyющиx цель пoлyчeния мaкcимaльнoгo эффeкта пpи минимyмe зaтpaт с пoмoщью пepеpаспределения финaнcовыx pecypcoв. oсновное cодepжaниe оперативного yпpaвлeния cводитcя к мaнeвpированию финaнcoвыми pecypcaми c цeлью ликвидaции "узких" мecт, peшeния внoвь возникaюшиx задaч и т.п.

Koнmpoль кaк элемент yпpaвлeния ocyщеcгвляетcя и в пpoцеcce плaниpoвaния, и нa cтaдии oпеpaтивнoгo управления. Oн пoзвoляет coпocтaвитъ фaктичecкиe peзyльтaты oт использования финaнcовыx pecypсов c плaнoвьми, выявить peзepвы pocтa финaнcoвыx pеcypcoв, нaмeтить пyти более эффeктивнoro xoзяйствoвaния. Paзличaют cтpaтeгичecкoe, или oбщee yпpaвлeниe финанcaми, и oпеpaтивнoе. Cmpameгuчecкoe ynpaвлeнue выражается в oпpeдeлeнии финaнcoвыx pecypooв чepeз прогнозирование нa пepспективy, ycтaнoвлeнии oбьeмa финaнcовыx ресурсов нa peaлизaцию целевых пpогpaмм и дp. Oнo осуществляется opraнaми государственного и экoнoмичecкoгo (xoзяйcтвеннгo) yпpaвлeния: aппаpaтoм Пpeзидeнтa, Mиниcтеpcтвoм финaнcoв и дp. Опеpamивнoe ynpaвлeнue финансaми - глaвнaя фyнкция аппарата финaнcoвoй cиcтемы Mиниcтеpcтвa финaнсoв, финансовых yпpaвлeний (отделов) мecтныx администраций, диpекций внебюджeтныx фoндoв, cтpaxoвыx opгaнизaций, финaнcовыx служб пpедпpиятий и opгaнизaций.

Hayчный подxод к yпpaвлeнию финaнcaми кaк пpи и cтpaтeгичеcкoм, так и пpи oпеpaтивнoм yпpaвлeнии определяeт мнoгoплaнoвый xapaктep и cиcтeмный подxод к управлeнию ими в кaждoй cфepe финaнcoвыx oтнoшeний, в каждом иx звeнe. Пpи выpaбoткe yпpaвленчecкиx peшений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. учитывая требования экономических и юридических законов; ультаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управление финансами в условиях становления и развития ". экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо используемых методов, например, метода маневрирования новыми ресурсами как элемента одной из функций управления - регулирования, методов формирования финансового рынка.

В этих условиях следует учитывать опыт как стран Восточной Европы, перешедших на рыночную экономику, так и капиталистических стран, многие годы живущих в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства. В нашей стране слишком долго использовались одни и те методы воздействия, которые в силу их консерватизма не обеспечивали надлежащего эффекта. Действующая административно-командная система управления приводила к запаздыванию разработки и введения в действие новых финансовых рычагов (например, платы за землю и др.), новых нормативов действующих финансовых рычагов (например, норм амортизационных отчислений, норм отчислений на социальное страхование и др.).

Негативное отношение к положительному опыту прошлого сказалось на развитии финансов, управлении: слабо использовались налоговые формы платежей хозяйства в бюджет; не развивались формы государственного кредита; отказались от применения субвенций (целевых дотаций) из бюджета и т.д. По этим и ряду других причин произошло снижение роди финансов. Перестройка управления экономикой потребовала разработки и осуществления новой финансовой политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиление регулирующего воздействия финансов на экономику, способствовать росту эффективности общественного производства, развитию социальной сферы.

 

Тема «Страхование»

1.Экономическое содержание страхования

 

Экономическая категория страхования — составная часть категории финансов. Однако если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Особенности экономической категории страхования. Для определения экономического содержания страхования можно выделить специфические признаки, характеризующие отличительные черты этой категории:

1) при страховании возникают денежные пере распределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления непредвиденных неблагоприятных событий, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба экономическим субъектам;

2) при страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования, которая всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой потери, которые, как правило, охватывают не все хозяйства, не всю территорию данной страны или региона, а лишь их часть. Это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми заинтересованными экономическими субъектами. Чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого страхователя. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде и становится возможным возмещение максимального ущерба при минимальных затратах каждого участника;

3) страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуются большая территория и значительное число объектов. Раскладка ущерба во времени связана со случайным характером возникновения чрезвычайных событий: несколько лет подряд чрезвычайных событий может и не быть и точное время их наступления неизвестно;

4) замкнутая раскладка ущерба обусловливает безвозвратность средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого субъекта, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение — возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определенного периода. Поэтому сумма страховых платежей не подлежит возврату в случае отсутствия непредвиденных и не– благоприятных событий.

Исходя из этого, можно дать следующее определение.

Страхование —- это совокупность экономических отношений, возникающих на основе замкнутого, безвозвратного пере– распределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве, по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

Экономическая категория страхования проявляется на практике в качестве одного из методов формирования и использования страхового фонда. Возможны и другие методы — централизованный и децентрализованный. Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением в бюджетной системе государства определенных финансовых резервных фондов. Именно с помощью указанного метода формируются резервные фонды отдельных бюджетов и внебюджетных фондов. Децентрализованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.

Экономическая необходимость использования именно категории страхования для формирования и использования страхового фонда появляется тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами организаций и тем более средствами отдельных граждан. Имущественная обособленность юридических лиц и домохозяйств граждан создает объективные условия для страхования соответствующих объектов.

В условиях плановой экономики, когда государственные предприятия не имели экономической самостоятельности и государств могло широко маневрировать их финансовыми ресурсами, не было острой необходимости использовать страхование в качестве особого метода защиты имущества и доходов указанных предприятий. Переход к рыночной экономике делает страхование необходимым.

Страхование также связано с возмещением материального ущерба и потерь в семейных доходах. Потери в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудоспособностью граждан в период болезни, инвалидности, лечения после получения травмы от несчастного случая, в связи с достижением пенсионного возраста, с наступлением смерти кормильца или другого члена семьи, влекут за собой значительные расходы всего общества. Поэтому страхование этих доходов осуществляется в первую очередь путем организации социального страхования за счет общества, т.е. за счет финансовых ресурсов граждан и работодателей. Уровень соответствующих пособий и пенсий зависит от финансовых возможностей государства на каждом этапе развития общества. Оно стремится поддерживать с помощью социального страхования определенный, минимально возможный жизненный уровень семей посредством полного или частичного возмещения потерь доходов.

Для того чтобы граждане имели возможность сверх или помимо выплат и льгот по социальному страхованию удовлетворять свои социальные потребности, широко проводится личное страхование, страховые взносы по которому уплачиваются за счет семейных доходов.

По личному страхованию, как и по социальному, происходит возмещение материального ущерба и оказывается денежная помощь гражданам и их семьям, позволяющая полностью или частично преодолеть потери в доходах в связи с утратой здоровья застрахованным лицом или наступлением смерти члена семьи.

В качестве объекта страхования может выступать и ответственность организаций или граждан, связанная с возможностью нанесения ими вреда другим лицам или другими обязательствами. Потребность в возмещении понесенных потерь порождает необходимость страхования ответственности.

Функции страхования. Сущность страхования проявляется в его функциях. Они позволяют выявить особенности страхования в составе финансов. Известно, что категория финансов выражает свою сущность прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит свое конкретное, специфическое проявление в функциях, присущих страхованию, — рисковой и предупредительной.

Главной является рисковая функция, поскольку страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим экономическим субъектам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение финансовых ресурсов среди участников страхования в связи с последствиями случайных событий. Страхование имеет также предупредительную функцию, связанную с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.