Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды




Внутренние кредиты. В качестве заемщиков средств федераль­ного бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс РФ (ст. 118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физиче­ских и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и го­сударственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату бюджет­ного кредита могут быть только банковские гарантии, поручи­тельства, залог имущества. Возврат предоставленных юриди­ческим лицам бюджетных средств, а также плата за пользова­ние ими приравниваются к платежам в бюджет (БК РФ, ст. 76). Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной за­долженности по ранее предоставленным бюджетным средст­вам на возвратной основе.

Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджетный кредит как форму финансирования бюджетных рас­ходов, которые предусматривают предоставление средств юри­дическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предос­тавляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Заемщиками средств федерального бюджета на возвратной основе могут быть российские предприятия и организации, кроме предприятий с иностранными инвестициями.

В 2000 г. финансируются на возвратной основе: I) расходы на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроитель­ной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды; 2) на возвратной и платной осно­ве — расходы на сезонное кредитование предприятий агропро­мышленного комплекса; расходы на выполнение высокоэффек­тивных прикладных научно-технических разработок, имеющих коммерческую значимость.

Правительство РФ вправе осуществить на условиях возврат­ности и платности финансирование расходов на:

• сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производст­венно-технического назначения легкой и текстильной промышленности;

• создание межсезонных запасов древесины, сырья и топли­ва для предприятий лесной промышленности;

• осуществление высокоэффективных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе;

• покрытие убытков речного транспорта, связанных с возникновением в отрасли кассовых разрывов сезонного ха­рактера;

• финансирование высокоэффективных инвестиционных про­ектов и инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности;

• развитие межфермерской кооперации;

• реализацию федеральной целевой программы «Свой дом» в сельской местности.

Субъектам РФ в пределах финансового года беспроцентные бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предос­тавлены на покрытие:

1) временных кассовых разрывов, возникающих при испол­нении бюджетов субъектов РФ;

2) временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заемщи­ками средств в региональные фонды государственной финансо­вой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сро­ками завоза грузов по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и доставки грузов в указанные районы и местности.

Взимание платы за предоставленные из федерального бюд­жета средства осуществляется по ставке 18,33% годовых, а по некоторым кредитам — 13,75% годовых. За нецелевое использо­вание органами исполнительной власти, предприятиями и организациями средств федерального бюджета на возвратной и без­возвратной основах взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение срока ис­пользования средств не по целевому назначению.

За несвоевременный возврат средств федерального бюдже­та, предоставленных на возвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной под­держки. За просрочку уплаты основной суммы долга и процен­тов начисляется и взимается пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ за каждый календарный день просрочки.

Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты. Например, осенью 1999г. администрация Санкт-Петербурга при­няла решение предоставить беспроцентные займы следующим компаниям: ОАО «Мукомольный комбинат Невская мельница», ОАО «Мельничный комбинат Предпортовый» и северо-запад­ному филиалу ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кре­дитованию» на общую сумму 12,2 млн. руб. Средства выделяют­ся из бюджета Петербурга по статье расходов «Средства для вы­дачи бюджетных ссуд и бюджетных кредитов».

Законом о Федеральном бюджете на 2000 г. от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ рекомендовано субъектам РФ предоставлять средства региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также средства ре­гиональных продовольственных фондов на условиях возвратно­сти и платности по ставке 18,33% годовых.

Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122) государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и меж­дународным организациям, являются кредиты (займы), по ко­торым у иностранных государств, их юридических лиц и меж­дународных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Законом о Федеральном бюджете на 2000 г. установлены предельные размеры государственных кредитов, предоставляемых в 2000 г. РФ иностранным государствам (за исключением СНГ) — 400 млн. долл. и государствам—участникам СНГ — 547.2 млн. руб.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ве­дших государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков — 90 млрд. руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар был равен 0,67 рубля).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.