КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды
Внутренние кредиты. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: 1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс РФ (ст. 118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов; 2) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями; 4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет (БК РФ, ст. 76). Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджетный кредит как форму финансирования бюджетных расходов, которые предусматривают предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Заемщиками средств федерального бюджета на возвратной основе могут быть российские предприятия и организации, кроме предприятий с иностранными инвестициями.
В 2000 г. финансируются на возвратной основе: I) расходы на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды; 2) на возвратной и платной основе — расходы на сезонное кредитование предприятий агропромышленного комплекса; расходы на выполнение высокоэффективных прикладных научно-технических разработок, имеющих коммерческую значимость. Правительство РФ вправе осуществить на условиях возвратности и платности финансирование расходов на: • сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения легкой и текстильной промышленности; • создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива для предприятий лесной промышленности; • осуществление высокоэффективных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе; • покрытие убытков речного транспорта, связанных с возникновением в отрасли кассовых разрывов сезонного характера; • финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов и инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности; • развитие межфермерской кооперации; • реализацию федеральной целевой программы «Свой дом» в сельской местности. Субъектам РФ в пределах финансового года беспроцентные бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предоставлены на покрытие: 1) временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ; 2) временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заемщиками средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и доставки грузов в указанные районы и местности.
Взимание платы за предоставленные из федерального бюджета средства осуществляется по ставке 18,33% годовых, а по некоторым кредитам — 13,75% годовых. За нецелевое использование органами исполнительной власти, предприятиями и организациями средств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основах взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение срока использования средств не по целевому назначению. За несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты основной суммы долга и процентов начисляется и взимается пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ за каждый календарный день просрочки. Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты. Например, осенью 1999г. администрация Санкт-Петербурга приняла решение предоставить беспроцентные займы следующим компаниям: ОАО «Мукомольный комбинат Невская мельница», ОАО «Мельничный комбинат Предпортовый» и северо-западному филиалу ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на общую сумму 12,2 млн. руб. Средства выделяются из бюджета Петербурга по статье расходов «Средства для выдачи бюджетных ссуд и бюджетных кредитов». Законом о Федеральном бюджете на 2000 г. от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ рекомендовано субъектам РФ предоставлять средства региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также средства региональных продовольственных фондов на условиях возвратности и платности по ставке 18,33% годовых. Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122) государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ.
Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Законом о Федеральном бюджете на 2000 г. установлены предельные размеры государственных кредитов, предоставляемых в 2000 г. РФ иностранным государствам (за исключением СНГ) — 400 млн. долл. и государствам—участникам СНГ — 547.2 млн. руб. В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведших государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков — 90 млрд. руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар был равен 0,67 рубля).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |