Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции методов обучения




ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Гуманистичности. Этот принцип говорит о том, что в содержание образования должен отбираться материал, обеспечивающий 1) приоритет общечеловеческих ценностей и 2) раскрывающий единство мира. Поэтому гуманизация содержания таких наук, как математика, физика, химия, биология состоит в том, что их достижения необходимо рассматривать не только с позиции интересов человека, но и всей окружающей среды, с позиций нравственности и экологической безопасности.

2. Научности. Школа закладывает лишь основы знаний и поэтому учебный предмет содержит стабильные, фундаментальные основы науки, то, что составляет методологическую, теоретическую основу науки. Однако принцип научности требует, чтобы предлагаемые для изучения знания соответствовали последним достижениям научного и социального прогресса (как только они будут обоснованы, проверены и подтверждены).

3. Последовательности. Заключается в планировании содержания таким образом, чтобы новое знание опиралось на предыдущее и вытекало из него.

4. Систематичности. Указывает на необходимость рассмотрения изучаемых знаний и формируемых умений в системе. Поэтому все учебные курсы и содержание обучения в целом должны быть построены как системы, входящие друг в друга и, в итоге, в общую систему культуры.

5. Связи с жизнью. Показывает действенность теоретических знаний, их способность объяснить мир и помогает школьнику осмыслить значение получаемых знаний «для себя», своей жизни и будущей деятельности.

6. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников. Этот принцип связан с тем, что обучение должно идти на посильном уровне сложности. Если учебный материал оказывается слишком легким, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями.

7. Доступности. Определяется структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

8. Историзма. Означает воспроизведение в школьных курсах истории развития соответствующей отрасли науки и освещение во взаимосвязи с изучаемым материалом деятельности выдающихся ученых.

 

Содержание учебного процесса может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – это отдельные знания, которые могут быть связаны между собой разным образом. В настоящее время наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения только один раз (оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки).

Концентрическая структура предполагает возвращение к получаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые затем на следующих этапах углубляются и расширяются (используется при изложении физики, химии, биологии).

Характерной особенностью спиральной структуры является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической, нет и одноразовости изучения знаний, присущей линейной структуре (наиболее эффективна при изложении общественных наук).

Существует и смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет излагать отдельные части содержания различными способами (в зависимости от конкретной темы).

 

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

2) перечень учебных предметов, изучаемых в учебном заведении;

3) порядок (последовательность) изучения предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах и за все время обучения;

4) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

5) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.д.

Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). Учебные планы разрабатываются и утверждаются центральным органом просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений, которые на их основе разрабатывают свои, рабочие учебные планы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:

1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

2) тематическое содержание изучаемого материала;

3) количество времени, которое должно быть затрачено на изучение отдельных тем курса;

4) перечень основных мировоззренческих вопросов;

5) указания по реализации межпредметных связей;

6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

7) рекомендуемую литературу.

Подробно содержание образования раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе. От качества учебной литературы зависит результативность процесса обучения. Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, которые предъявляются к содержанию обучения, а также быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Он должен обеспечивать сознательное и активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала.

Выделяют 3 функции, которые должен выполнять хороший учебник:

1. Мотивационная – заключается в том, что учебник должен побуждать учащихся к изучению предмета, формировать интерес.

2. Информационная, позволяющая учащимся расширять объем знаний.

3. Контрольно-корректирующая (тренировочная) – состоит в том, что учебник должен давать возможность проверки, самооценки и коррекции знаний, и выполнения тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

 

 

Тема № 5. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Понятие «метод обучения».

2. Характеристика отдельных методов обучения.

3. Дидактические средства.

Литература:

1. Лернер И.Я. дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – Гл. 13, 14.

3. Подласый И.П. Педагогика. В 2 книгах Книга 1. – М., 1999. – Гл. 6.

1. ПОНЯТИЕ «МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»

Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися ЗУН и на их развитие.

Сущность понятия раскрывается в его характеристиках, которые выступают также и требованиями к методам обучения:

1. целесообразность применения: рассказ используется для последовательного изложения научных представлений, объяснение – для отработки логических операций, проблемная ситуация – для развития мышления и т.д.

2. методы обучения должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям школьников: особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта

3. соответствие индивидуальным возможностям и подготовке учителя

4. соответствие характеру содержания изучаемого материала: изучение теорем, физических законов с помощью логического объяснения; схем радиоустройств, физических приборов - посредством эксперимента, а истории физики – путем изучения литературы.

5. соответствие методов этапам обучения: при восприятии новых знаний – методы передачи информации, на этапе практического применения – методы упражнения.

6. соответствие методов форме обучения: на лабораторных занятиях используется объяснение, инструктаж; в организации самостоятельной работы – задания по извлечению фактов, данных из книг и справочников.

7. взаимосвязь и взаимодействие методов между собой: появление в лекции элементов рассказа, иллюстраций, беседы.

В настоящее время существует множество классификаций методов обучения:

Основания Группы методов
Источник знаний Словесные, наглядные, практические
По этапам обучения Подготовки к изучению нового; изучения нового; конкретизации, углубления, приобретения УиН; контроля и оценки
Способ руководства Объяснения педагога; самостоятельная работа
Логика обучения Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические
Дидактические цели (Бабанский, Андреев) Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки
Характер деятельности обучаемых (Лернер, Скаткин) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

Наиболее часто используется классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, которая выделяет 5 методов обучения по степени увеличения активности и самостоятельности в деятельности обучаемых.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учитель разными средствами предъявляет учебный материал, а ученики воспринимают ее, осознают и запоминают. Знания даются в «готовом» виде.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Учитель составляет задания для учеников на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, упражнения, воспроизведение опытов и др.). Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Учитель, прежде, чем излагать материал, ставит проблему, формулирует задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики становятся как бы свидетелями и соучастниками поиска: следя за логикой изложения, они усваивают этапы решения всей проблемы. Они – слушатели, но не пассивные.

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения познавательных задач или под руководством учителя, или на основе эвристических программ и указаний. Цель метода – постепенное привлечение учащихся к самостоятельному решению проблемы.

5. Исследовательский метод. Учитель ставит исследовательские задания, проблемные ситуации, а ученики их самостоятельно решают с последующим контролем педагога. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Исследовательский метод обеспечивает творческую деятельность учащихся.

Во время занятий можно использовать комбинацию методов:

Опрос домашнего задания - репродуктивный метод

Объяснение нового материала - объяснительно-иллюстративный

Закрепление нового материала - репродуктивный метод

Постановка творческой задачи - исследовательский метод

1. основная функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения учащимися знаний.

2. с ней тесно связана функция обеспечения на основе знаний развития у учащихся умений и навыков.

3. развития психики ребенка: его интеллектуальных способностей, талантов, слуха, зрения, физических сил, сенсорной, эмоциональной, потребностной и волевой сфер.

4. развитие основ культуры умственного и физического труда.

5. воспитательная функция методов обучения связана с развитием познавательно-творческой активности учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.