Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие формы организации учебной деятельности




 

 

Под формой организации учебной деятельности следует понимать специально организованную деятельность учителя и учащегося, которая осуществляется по установленному порядку и в определенном режиме. Формы организации учебной деятельности подразделяются по степени сложности. Простые формы основаны на минимальном количестве методов и средств и посвящены одной теме (экскурсия, викторина, диспут и т. д.). Комплексные формы более сложны (дни от крытых дверей, недели, посвященные профессии, производственная практика и т. д.).

К основным формам организации учебной деятельности относятся: урок, лекция, семинарские занятия, практические и лабораторные занятия, диспуты, учебные конференции, консультации, деловые игры, зачеты и экзамены.

Урок — целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются особенности личности педагога и учащихся.

Урок как форма организации учебной деятельности чаще всего используется: в школе Урок общёго типа представлен следующими элементами:

1) Организационная часть. В нее входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана работы. Цель организационной части — создать рабочую обстановку

2) Проверка домашнего задания, которая может осуществляться разными методами, например, с помощью индивидуального, фронтального или комбинированного опроса

3) Введение нового материала. Может осуществляться учителем или с помощью самостоятельной работы учащихся.

4) Задание на дом.

5) Окончание урока.

Лекция чаще всего используется ВУЗах, где занимает до 50% учебного времени. Задачи лекции следующие: информирование; воспитание интереса к теме, создание положительной мотивации к учению.

Имеются исследования, показывающие, что сразу после лекции учащиеся запоминают менее половины материала, и еще значительную часть — через неделю после первой проверки. Следовательно, информирование на лекции — не главное. Эффективность лекции как формы организации учебной деятельности во многом зависит от следующих умений преподавателя: стимулировать познавательный интерес слушателей; давать указания и советы по самостоятельной работе; поощрять к самостоятельному мышлению; освещать последние достижения науки в своей области; в спорных вопросах четко указывать свою точку зрения; увязывать теорию с практикой

Практические занятия включают: упражнения, семинар, лабораторную работу. Выделяют следующие задачи практического занятия:

• углубление, расширение, детализация знаний;

• усвоение материала на более высоком уровне;

• развитие мышления и речи;

• обратная связь с преподавателем

Упражнение — это вид практического занятия тренировочного характера (например, решение задач).

Семинарские занятия предполагают обсуждение серии специально выделенных и намеченных для разбора вопросов. В процессе подготовки учащиеся могут работать над докладами по отдельным вопросам проводить наблюдения, собирать определенный фактический материал и т. д. Семинар может строиться таким образом, что отдельные учащиеся выступают с докладами, остальные задают им вопросы. Возможна и организация диспута.

Деловая игра представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Деловые игры подразделяются на группы по уровню сложности:

1. Имитационные упражнения предоставляют учащимся возможность закрепить конкретные навыки с учетом каких-либо ограничивающих условий, соответствующих условиям профессиональной деятельности (например, совершение последовательных действий в группе в условиях дефицита времени).

2. Анализ производственных ситуаций предполагает более детальный учет особенностей производственной ситуации, в которой развертывается деятельность. Учащиеся разрабатывают собственные решения в связи с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, аналогичных реальным (например, выход из конфликтной ситуации, проведение конкурса на замещение вакантной должности и т. д.).

3. Ролевые игры предполагают не просто принятие решений, но и исполнение тех или иных ролей, соответствующих рассматриваемой ситуации.

Экзамен и зачет являются формой контроля знаний. Существует несколько психологических проблем, связанных с оцениванием знаний:

1. Экзаменационной оценкой, как правило, завершается общение преподавателя и учащегося, при том, что оценка существенно влияет на самооценку, способствует «навешиванию ярлыков» и т. д.

2. Существуют индивидуальные стили оценивания, основаниями для которых могут быть: собственные усилия преподавателя; индивидуальное продвижение учащегося, его усилия; представление о преподавателя некой «идеальной модели отличника», с которой поставляются ответы.

 

 

11. Педагогический процесс: понятие, структура

 

 

Под педагогическим процессом понимается способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс состоит из системы сложным образом организованных процессов, где главнейшими являются два: процесс воспитания и процесс образования и обучения. Педагогический процесс осуществляется педагогами и имеет следующую структуру цель — принципы — содержание — методы — средства — формы.

Цель отражает представление учащегося и педагога о конечном результате. Цели. педагогичёского процесса носят конкретно-исторический характер. Так, в СССР основной целью педагогического процесса являлось воспитание всесторонне и гармонически развитой личности.

Принципы педагогического процесса определяют основные направления достижения цели. Например, принципы народного образования в период развитого социализма были такими: равенство образовательных возможностей, всеобщее среднее образование, начальное профессиональное образование наряду с общим средним, государственный и общественный характер образовательных учреждений, бесплатность, свобода выбора языка обучения, единство и преемственность в системе образования, единство обучёния и коммунистического воспитания, связь с жизнью, научный характер образования, гуманизм, светский характер образования, совместное обучение мальчиков и девочек.

Содержанием учебного процесса является та учебная информация, которая передается учащимися для достижения цели согласно выбранным направлениям.

Методологическая структура педагогической деятельности на первом этапе (уровне педагога предметника) совподает с педагогическим процессом (см. вопрос 9).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.